Содержание
-
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИГРУ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Мартыненко Людмила Александровна, учитель-логопед муниципальное автономноедошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75 комбинированного вида» г. Красноярска
-
Одним из наиболее трудных нарушений речи у детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), которое проявляется в несформированности всех средств языка. Поэтому коррекционная работа должна проводиться над всей системой речи в целом, но особого внимания к себе требует восполнение пробелов в формировании лексико – грамматического (Л – Г) строя речи. Важнейшим условием и средством практического усвоения лексических и грамматических средств языка дошкольниками с ОНР становится обучение, которое опирается на игровой опыт детей и разворачивается в дидактических и сюжетно – ролевых играх.
-
ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ:
несформированность лексико-грамматического строя речи в дошкольный период обучающие занятия проведение отдельных упражнений, включение в занятия элементов игр трудности школьного обучения детей => => незаинтересованность дошкольника с ОНР => нет целостности, взаимосвязанности, а следовательно и эффективных результатов коррекционной работы
-
В процессе специально организованных занятий, с опорой на игровую деятельность, у детей появляется мотив, а следовательно и желание говорить на предложенную тему. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
-
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРЫДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Дидактическая игра На этапах: презентации, организации усвоения и повторения новой лексики (грамматики). Сюжетно – ролевая игра На этапе организации повторения и контроля за качеством усвоения. Для социализации Л – Г представлений. - создают психологическую готовность детей с ОНР к речевому общению; обеспечивают естественную необходимость многократного повторения лексико - грамматического материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
-
ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Этапы отработки вновь вводимой лексики и грамматики: 1 этап Презентация новой лексики (грамматики) предъявление новой единицы интерпретация или семантизация новой единицы 2 этап Организация усвоения новой лексики (грамматики) заучивание слова закрепление в памяти использование слова (грам. формы) (грам. формы) осознанно 3 этап Организация повторения и контроль за качеством усвоения «Надо повторять, чтобы помнить, а не вспоминать забытое.» К. Д. Ушинский
-
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ ИГР:
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА ДИД. ИГРЫ 1, 2, 3 ЭТАПОВ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕМА ДИД. ИГРЫ 1, 2, 3 ЭТАПОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА
-
ИГРОВОЙ МЕТОД
использование наглядности; использование описаний или толкований слова с помощью простого или сложного словосочетания; использование сильного семантизирующего контекста; расширение речевых образцов; редактирование; языковая догадка; использование связных текстов для актуализации той или иной лексики (грам. формы). ПРИЕМЫ:
-
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР:
Принцип деятельности. Принципы систематичности, последовательности, учета структуры дефекта и возраста детей. Принцип учета индивидуальных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи. Принципы доступности, наглядности, занимательности. Реализация этих принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр.
-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Учителю – логопеду нужно: Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры. Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать грамматические формы, и использовать словарь в соответствии с изменением игрового содержания. Осуществлять индивидуально– дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил. Использовать игры систематически, комплексно и поэтапно.
-
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
ЭФФЕКТИВНОСТЬ обогащения словарного запаса детей и развития грамматических представлений через игру повышается при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ. Целенаправленно проводимые игры создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют включению в работу сохранных функций и активизируют нарушенные речевые и психические функции у детей с ОНР. КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.