Содержание
-
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности от 5до 7 лет с ТНР ТРОПИНА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА 1
-
ТРОПИНА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА 2 Данная программа предназначена для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 5 до 7 – ми лет. К группе детей с ТНР относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой: со вторым, третьим и четвертым уровнем речевого развития, с нормальным слухом и интеллектом). Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Программа обеспечивает развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
-
3 Цель и задачи реализации Программы Целью данной Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Задачи Программы: -практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; - формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); - подготовка к обучению грамоте; - развитие навыков связной речи.
-
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы, изложенные во ФГОС ДО: принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; принципы интеграции усилий специалистов; принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; принцип постепенности подачи учебного материала; принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях. 4
-
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ребенок 6лет: понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы; фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи; правильно передает слоговую структуру слов, используемых самостоятельной речи; пользуется в самостоятельной речи простыми предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; владеет элементарными навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи; владеет навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глагола; уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.; 5
-
6 грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовидовые окончания слов проговаривает четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляет адекватно; использует в спонтанном обращении слова различных грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.); владеет элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы.
-
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ребенок 7 лет: обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные; умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого); правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели; умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова; 7
-
умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов; составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания; составлять творческие рассказы; осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»; 8
-
9 осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений; знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста)
-
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель-логопед: фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия; индивидуальные коррекционные занятия Воспитатель: фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи; экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность; беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы Музыкальный руководитель: музыкально-ритмические игры; упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; этюды на развитие выразительности мимики, жеста; игры-драматизации. . 10
-
Специалист по ИЗО: игры, упражнения на восприятие цвета и формы; упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующие действия); обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений. Специалист по ФИЗО: игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики; упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха; подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков; Игры на развитие пространственной ориентации. Родители: игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка; контроль за выполнением заданий и произношением ребенка; выполнение рекомендаций учителя-логопеда. 11
-
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах: совместное составление перспективного планирования работы на текущий период; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов; еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. 12
-
13 Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2 – 3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения..
-
14 Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова. Планируя индивидуальную работувоспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя – тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего рекомендуется индивидуальная работа по автоматизации и дифференциации звуков.
-
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В логопедической группе учитель – логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по четвергам, пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей – как в речевом, так и в общем развитии. Специально для родителей детей, посещающих логопедическую группу, в папках – передвижках, на стенде «Речевичок» размещаются материалы, которые помогают им организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты и др. 15
-
16 ОСОБЕННОСТИОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИКИ И МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР Углубленное логопедическое обследование детей осуществляется учителем – логопедом. Углубленная диагностика проводится в первые две недели сентября. Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности). Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.
-
17 Речевая карта к Программе разработана для детей с общим недоразвитием речи с 5 до 7, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении двух лет. После заполнения учителем – логопедом речевой карты каждого ребенка составляется таблица состояния общего и речевого развития детей. Оценка промежуточных результатов развития осуществляется в январе после зимних каникул и в конце учебного года. В это время учитель – логопед вновь заполняет таблицу состояния общего и речевого развития детей. Мониторинг общего развития детей осуществляется так же воспитателями в содружестве с психологом, музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания в начале учебного года. Воспитатели заполняют листы индивидуального развития детей. Мониторинг освоения программы осуществляется совместно учителем – логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания. Воспитатели заполняют листы оценки освоения программы.
-
18 ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ Учебный год в начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 мая по 31 мая. Таким образом НОД проводится с 16 сентября. В середине учебного года, с 01 января по 10 января, в группах компенсирующей направленности устраиваются зимние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни проводятся только индивидуальные занятия. Так же организуется коррекционно-развивающая работа в июне месяце при переходе детского сада на летний период. По форме логопедическая непосредственно образовательная деятельность (НОД) делится на фронтальную (со всей группой), подгрупповую и индивидуальную. Индивидуальная и фронтальная логопедическая работа планируется с 8.30 до 12.30. На фронтальную или подгрупповую работу с детьми дошкольного возраста отводится в соответствии с СанПиН 2.4.1. 3049-13: 5-6 лет не более 25 минут, 6-7 лет не более 30 минут. Фронтальная логопедическая НОД проводится в утренние часы, их количество зависит от периода обучения.
-
19 Для детей 5-6 лет предусматриваются следующие виды занятий: по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи; по формированию произношения. Количество занятий: 3 раза в неделю (индивидуальные и фронтальные). Количество занятий, проводимых в течение недели в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет, не меняется в зависимости от периодов и соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03. В первом, втором и третьем периоде проводятся 3раза в неделю: 1 занятие по формированию лексико-грамматических средств языка;1 занятие по развитию связной речи;1 – по формированию произношения. Работа по коррекции звукопроизношения проводится индивидуально. В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи детей. Подлежащий изучению и отработке фонетический материал распределяется по периодам обучения в соответствии с программой.
-
20 В группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР логопедическая НОД проводятся ежедневно согласно сетке занятий. Для детей 6 -7 лет предусматриваются следующие виды НОД: по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи; по формированию произношения; по обучению элементам грамоты. Все обучение условно делится на 3 периода: 1 период обучения: 3 фронтальных НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 НОД по формированию звукопроизношения. 2 период обучения: проводится 2 фронтальных НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 НОД по формированию произношения, 1 НОД по обучению грамоте. 3 период обучения: 2 НОД по формированию лексико-грамматического строя, 1- по формированию произношения, 2 – по обучению грамоте.
-
21 Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия. Существенной особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях. Интеграция содержания осуществляется с образовательными областями: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Региональный компонент внедряется в соответствии с изучаемыми лексическими темами.
-
22 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В оформлении логопедического кабинета использованы мягкие пастельные цвета, отдается предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гамме – именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. Продуман вопрос с дополнительным освещением каждого рабочего уголка, каждого центра. В помещении уютно, светло и радостно. Развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В кабинете представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании кабинета становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры.
-
23 Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда постоянно находятся две – три серии картинок и две – три сюжетных картины. В работе над лексическими темами используются репродукции картин известных художников. Столы для подгрупповых занятий в подготовительной к школе группе рассчитаны на двух человек для того, чтобы дети привыкали к работе за партами в школе в дальнейшем.
-
24 Список литературы Учебно-методический комплект для обеспечения коррекционно-развивающей деятельности Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968. Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2006. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В., Чиркина, Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: ДРОФА, 2009. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2005. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: «Просвещение», 2008. Курдвановская, Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5 – 7 лет. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2007.
-
25 8.Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 -7 лет с общим недоразвитием речи. – М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2003. 9.Цуканова, С. П., Бетц, Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007. 10.Гомзяк, О. С. Развитие Связной речи у шестилетних детей, конспекты занятий. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2007. 11.Кузнецова, Е.В. Тихонова, Н. В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2000. 12.Граб, Л. М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5 – 6 лет с ОНР. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005. 13.Коноваленко, В.В. Коноваленко, С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. – М.: Издательство «Гном и Д», 2004.
-
26 14.Тимонен, Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. – СПб, «Детство – Пресс», 2002. 15.Филичева, Т. Б. Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. – М., 1993. 16.Морозова, И. А. Пушкарева, М. А. Подготовка к обучению грамоте. Для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР. – М.: издательство «Мозаика – Синтез», 2007. 17.Быстрова, Г. А. Сизова, Э. А. Шуйская, Т. А. Логопедические игры и задания. – СПб., «Каро», 2001. 18.Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет / под редакцией Лосева П.Н. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2005. Филичева, Т. Б. Чиркина, Г. В. Коррекционное обучение детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: 1991. 19.Лиманская, О. Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
-
27 20.Лиманская, О. Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009. 21.Ткаченко, Т. А. В первом классе – без дефектов речи. – СПб., 1999. 22.Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1998. 23.Нищева, Н. В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб., «Детство – Пресс, 2007. 24.Лопухина, И. С. Логопедия. Речь. Движение. – М., «Дельта», 1997. 25.Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб., «Детство – Пресс», 2009. 26.Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М: ООО «Гном-Пресс», 1999. 27.Кузнецова, Е. В., Тихонова, И. А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. Сценарии занятий. – М.: Творческий центр «Сфера», 2007.
-
28 28.Коноваленко, В.В. Коноваленко, С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ОНР. – М.: издательство «Гном и Д», 2004. 29.Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2005. 30.Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: издательство «Детство – Пресс», 2005. 31.Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 – 5 лет с общим недоразвитием речи. – М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005. 32.Мир природы. Животные.. – СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. 33.Живая природа. В мире растений.– СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. 34.природа. В мире животных.– СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. 35.Все работы хороши. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. – СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005.
-
29 36.Нищева, Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. 37.Нищева, Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. 38.Нищева,Н. В. Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. 39.Нищева, Н. В.Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. 40.Нищева, Н. В. Играйка 1. Дидактические игры для развития речи дошкольников – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. 41.Нищева, Н.В. Играйка 2. Дидактические игры для развития речи дошкольников – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. 42.Нищева, Н. В. Играйка 3. Игры для развития речи дошкольников – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
-
30 43.Нищева, Н. В. Играйка 5. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. 44.Нищева, Н. В. Играйка 6. Грамотейка. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 45.Нищева, Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. 46.Нищева, Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. 47.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб., 2014.
-
31 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ Арушанова, А. Г. Рычагова, Е. С. Поговорки от Егорки. – М.: Карапуз, 2003. Арушанова, А. Г. Рычагова, Е. С. На каждого Егорку есть поговорка. – М.: Карапуз, 2003. Жукова, Н. С. Мастюкова, Е. М. Филичева, Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1998. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми. – М.: Педагогика, 1994. Шаховская, С. Н. Худенко, Е. Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – СПб., «Детство – Пресс», 2005 Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Айрис Пресс», 2004. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. – М.: 2003
-
32 9.Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. – Ростов –на – Дону. Изд-во «Феникс», 2006. 10.Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия. – М.: Изд-во «Сталкер», 2003. 11.Полякова, М. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: «Айрис Пресс», 2006. 12.Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2008. 13.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб., 2014.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.