Содержание
-
«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» (по Глухову В.П.) Выполнила Бырдина О.С.
-
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР Методика обследования Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы: обследование словарного запаса по специальной схеме; исследование связной речи с помощью серии заданий; наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно- практический, игровой и обиходно- бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения; изучение медико – педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.
-
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА I. Психологические особенности а) Особенности внимания Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается); характер отвлечения: отвлекается на внешние раздражители в отсутствии внешних раздражителей Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная). Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано)
-
б) Особенности памяти Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго; быстро забывает. Характеристика вербальной памяти ________________________ Отмечаются трудности (указать какого типа) в запоминании; новых слов_____________________ словосочетаний, синтаксических конструкций текстового материала_____ в) Развитие некоторых сенсорных функций Сформированность представлений о цвете, форме, величине предметов (соответствуют возрасту, недостаточно сформированы, не сформированы) Способность к дифференциации предметов по основным признакам г) Показатели развития мыслительной деятельности Способность к сравнению_____________________________ Способность к обобщению____________________________ Способность к классификации ________________________
-
д) Развитие способности к творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество) Отношение к творческой деятельности (активное, заинтересованное, пассивное, безразличное) Проявление элементов творчества на учебных занятиях Выполнение заданий по «собственному замыслу» (наличие новизны, штампов, копирование, использование ранее приобретенных навыков и др.) Продуктивность «творческой деятельности»
-
II. Работоспособность на занятиях Быстро или медленно включается в работу Легко или с трудом переключается с одного вида работы на другой __ Сосредоточен во время занятий или часто отвлекается_________________ Темп работы. (Задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно). Причины замедленного темпа работы (обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности: вялость, заторможенность, отвлекаемость и др.) Работает продуктивно в течение всего занятия или быстро утомляется В чем проявляется утомление: в замедлении темпа, ухудшении качества или полном прекращении работы. Субъективные и объективные признаки утомления (жалобы на усталость, плохое самочувствие; вялость, сонливость, отвлекаемость и др.). Равномерна ли работа по количеству и качеству Когда отмечается спад работоспособности (середина занятия, конец занятия)
-
III. Некоторые типологические особенности Активный, подвижный — инертный, медлительный; спокойный, уравновешенный — возбудимый, неуравновешенный. Быстрота реакции на словесные раздражители (инструкции, задания и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление Быстрота переключения с одного вида деятельности на другой IV. Особенности эмоционально-волевой сферы Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др. Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого свойства) в быту Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях
-
V. Личностно-характерологические особенности Общительный, замкнутый. Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом) в т.ч.: неречевой контакт____________ речевой контакт____________________ Отношение к товарищам _________________ Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству — да, нет; признается ли за лидера другими — да, нет) Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются Отношение ребенка к учебной деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность) Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению) Активность речевого общения соответствует норме, повышена, снижена, отмечаются: замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма)
-
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР (III уровень речевого развития) Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. В I периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.
-
Во II периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В III периоде (апрель-июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок,; сочинений на основе личного опыта.
-
Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.
-
При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи: закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; формирование навыков построения связных монологических высказываний; развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения; формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает;
-
усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.); формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения; обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
-
При обучении детей с ОНР рекомендуется следующая методика. Для упражнений используются картинки двух видов: 1) картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие; 2) картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия. По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры.
-
«Веселое путешествие» («На трамвае»). В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты (игрового уголка) расставляют стулья (парами, как в трамвае) или лавочки, между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети — пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребенок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня» и др.
-
I. ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ: Подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета (упражнения «Подбери слово», «На что похоже» и др.). Так, для характеристики предметов (с опорой на соответствующие картинки) детям могут быть предложены следующие слова: «дерево» (большое — маленькое, высокое — низкое, старое — молодое (деревце)), «дом», «река», «машина», «сад» и др. Выполнению этого упражнения может предшествовать задание типа: «Узнай, о чем это», когда дети по названным педагогом словам-определениям должны узнать объект, к характеристике которого эти слова подходят. Например: ПРЕДЛАГАЕМЫЕ СЛОВА КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ а) деревянный (каменный), дом одноэтажный б) деревянный, красный карандаш в) деревянная, длинная удочка г) круглый, резиновый мяч д) круглый, большой, зеленый арбуз е) круглое, румяное яблоко и т.д.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.