Содержание
-
Мастер-класс
Учителя –логопеда ВВК Артёмовой Елены Владимировны.
-
Приемы формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
-
Цель: распространить личный педагогический опыт среди широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Задачи: 1.Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. 2. Создать условия для профессионального развития педагогов, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.3. Формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
-
Связная речь:
представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка. Вследствие этого при всех отклонениях в развитии речевой деятельности отмечаются в той или иной степени нарушения связной речи.
-
Проблемы развития связной речи у детей с онр.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с нарушениями речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью, как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.
-
задачи коррекционной работы:
- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; - формирование навыков построения связных монологических высказываний; - развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; - целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения; - формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:
-
Связное высказывание должно иметь:
целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями ); достаточный объём высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
-
Последовательность работы по формированию связной речи в группах учащихся, имеющим нарушения чтения и письма, обусловленные онр.
-
Знакомство с понятием «предложение». Составление предложений из данных слов. Грамматическое оформление предложений. Составления предложений - полных ответов на вопросы. Составления предложений - кратких ответов на вопросы. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Составление предложений по картинке с использованием опорных схем.
-
Деление сплошного текста на предложения. Объединение предложений в связный текст. Работа с деформированными предложениями. Восстановление деформированного текста. анализ и редактирование, составленных текстов.
-
Упражнения для развития связной речи.
-
Упражнение на сравнение рассказа и набора слов из него.
Рассказ. В зоопарке. Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица. Набор слов. Ученики, зоопарк, видеть, звери, львица, заяц, волчица, черепаха, лисица.
-
Упражнения на сравнение рассказа и набора бессвязных предложений.
Рассказ. Ёжик. Женя и Оля нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Оля положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зои Николаевны. Она поможет ёжику выздороветь. Набор бессвязных предложений. Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Там живет много животных. Женя учится в третьем классе. Ёжики ловят мышей, ящериц и змей. Учительницу зовут Зоя Николаевна. Оля положила ежа в корзину.
-
Упражнения на сравнение рассказа и отдельного предложения.
Рассказ. Привал Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошли к рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой. Отдельное предложение. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки.
-
Упражнения на сравнение рассказа и его деформированного варианта.
Рассказ. Летние каникулы. Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы. Деформированный вариант рассказа. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они надолго запомнили эти каникулы. Наступило жаркое лето.
-
Упражнения на сравнение рассказа и его некомплектного варианта.
Рассказ. Котенок. У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти.Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате:- Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее.Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Некомплектный вариант. Котенок. У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти. Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
-
Составление рассказа с использованием цепочек ассоциаций.
-
Что же такое ассоциация ?
Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
-
Виды ассоциаций.
1. Свободные ассоциации: за 30 сек написать слова первые пришедшие на ум (норма 10-15 слов).2. Направленные ассоциации: за 30 сек слова на букву «С».3. Многоаспектовые ассоциации: за тоже время - все, что может быть белым.4. Аналогия - на что похож предмет.5. Ассоциация на действия - как можно использовать предмет.6. Ассоциация на качество – пример: свеча восковая, автомобильная, аптечная.7. Перекодирование - слово переводится в рисунок.8. Качание маятника - поиск связи. Методы или приемы запоминания словесного материала.
-
Обратите внимание, что
каждое слово связывается непосредственно с предыдущим, строго по порядку.
-
От того, насколько удачные связи между словами вы придумаете, зависит успешность вашего последующего воспроизведения.
-
Составление цепочки ассоциаций только сначала кажется делом сложным и долгим. Буквально несколько тренировок, и вы научитесь моментально составлять ассоциативные цепочки для запоминания.
-
Правило № 1.
Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.
-
Правило № 2.
Представляйте ваши ассоциации визуально.
-
Правило № 3.
Преувеличивайте ваши ассоциации.
-
Правило № 4.
Ваши ассоциации должны двигаться.
-
Слова- предметы.
Девочка Солнышко Лисичка Тучка Зайчик Паровозик.
-
Выводы.
Предложенная методика формирует и совершенствует речевые навыки у детей благодаря развитию правильной речевой логики и способности классифицировать упорядоченные образы различных объектов. Простота, лаконичность и ясность символов делают методику легко понимаемой, запоминаемой и используемой детьми.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.