Содержание
-
Учитель – дефектолог: Балуева Оксана Владимировна ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 64 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук
-
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова). Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
-
Критерии нормального развития функции речи и руки.
Примечание: когда функции пальцев рук развиты достаточно хорошо, кубик берётся 2 пальцами, за грани, можно считать, что у ребёнка полностью открылась функция речи в головном мозге.
-
По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции. Тренировку пальцев рук врачи-неврологи рекомендуют начинать проводить с 6 месяцев в виде массажа кисти рук и каждого пальчика его фаланги. Разминание и поглаживание рекомендуется проводить ежедневно в течение 2–3 минут.
-
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
-
Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе могут наблюдаться такие явления, как: гипотония - слабое сжатие ручки; гипертония - сильное сжатие ручки; макро и микрография - когда ребёнок не видит строки. Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие - развитие речевых функций. хлопки; постукивание палочками; ритмичные щелчки; специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика); игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
-
Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует: снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
-
Учитывая важность проблемы, возникла необходимость разработать технологию по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук у детей, выделив для этого время на занятиях и в режимных моментах Система коррекционной работыпроводитсяпо следующим направлениям: Развитие кинестетического праксиса (удерживание позы); Развитие динамического праксиса (переключение с одного движения на другое); Смысловая организация движений (проговаривание).
-
Рекомендуется проводить следующие упражнения: Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами); Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.); Упражнения на ритмическую организацию движений. Нейропсихологическое расслабление: массаж; упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу; упражнения на переключение позы: “зайчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, и др. выкладывание палочек различными пальцами; посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;
-
4. Нейропсихологическое расслабление: массаж; упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу; упражнения на переключение позы: “зайчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, цветок, и др. выкладывание палочек различными пальцами; посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;
-
В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Ежедневно, за 3–5 минут до обеда, мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то она становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. В ходе работы были поставлены следующие задачи: 1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время. 3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
-
Все логопедические игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассажкисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук ) Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Эффективны упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками.
-
Примерный лексический материал
-
-
Домашние птицы
ПЯТЬ УТЯТ Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).Пять утят плывут вперёд,На берегу их мама ждёт,"Киваем" кистью руки ("мамой-уткой")Но только четверо утятВернулись к мамочке назад.Четверо утят плывут...Трое утят плывут...Двое утят плывут...Вот один плывёт вперёд,На берегу его мама ждёт,И сразу пятеро утятВернулись к мамочке назад.
-
Зимние забавы
Мы едем на лыжах,мы мчимся с горы,Мы любим забавыхолодной поры! Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
-
насекомые
-
Семья
-
Наш город
-
Стройка
-
Мебель
-
Лес. Ягоды.
-
Овощи
-
Фрукты
-
-
Рыбы
-
Строитель
-
Весна
-
Деревья
-
Посуда
-
Цветы
-
Транспорт
-
Дикие животные
-
Домашние животные
-
Части тела
-
Новый год
-
Зима
-
Времена года
-
насекомые
-
Птицы
-
Хвойные деревья
-
Обувь
-
Осень
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.