Содержание
-
Индивидуализация образования детей дошкольного возраста
Подготовил презентацию: старший воспитатель МАДОУ № 6 Ушенина С.В.
-
Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская.- М.: Просвещение,2015.- 128 с.: ил.- (Работаем по ФГОС дошкольного образования)
Презентация подготовлена на основе данной книги
-
Индивидуализация дошкольного образования
Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
-
В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
-
индивидуализация
Процесс? Условие? Результат?
-
Индивидуализация - это
С. М. Юсфин, Н.Н. Михайлова Процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности Л.В. Михайлова-Свирская Самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – не потакание собственным капризам, это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу-не могу», «можно-нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.
-
Индивидуализация образования детей дошкольного возраста рассматривается в нескольких направлениях
Как индивидуальной программы развития, присущей каждому ребенку как человеческому (биопсихосоциальному) существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность в поколенной структуре человечества, т.е. в своё время, в своём пространстве Как самостоятельной деятельности ребенка, в ходе которой он по личному желанию избирательно обращается к различным источникам информации; конвертирует (узнает, уточняет, интерпретирует) воспринятую информацию; использует полученные знания при решении разнообразных жизненных ситуаций; в определенной мере (на доступном для него и вместе с тем уникально-творческом уровне) открывает новые для себя знания и способы хранения информации; Как синтез организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения (в самом широком смысле) – процессов, в ходе которых свободно воспринятая из разных источников информация приобретает статус субъектного (персонального) знания; Как результата (продукта, персонального информационно-образовательного пространства) жизнедеятельности в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий и общественных значений – интегрального образа мира, реализуемого в определенном уровне ключевых компетентностей.
-
Становление индивидуальности и индивидуализацию развития человека определяют:
Ведущая репрезентативная сенсорная система; Скорость протекания психических процессов; Индивидуальные когнитивные стили; Информационные потребности и познавательные интересы; Специфическая ассимметрия мозга; Степень выраженности креативности; Индивидуальный информационный опыт; Уровень сформированности основных компонентов ментального опыта. И др.
-
Раннее детство (до 3-х лет)
Стремление к автономности – вот доминанта, оказывающая самое действенное влияние на ход и содержание развития ребенка раннего возраста. Автономность – и условие, и результат развития инициативности и самостоятельности.
-
Дошкольный период
Доминанта развития детей дошкольного возраста – в проявлении избирательности (готовности к выбору), овладении способами социального поведения
-
Индивидуаль-ные особенности
Возраст/ уровень развития Пол Стиль учения Способности (потребности/сильные стороны) Характер и темперамент Интересы и самосознание Семейная культура/семейная среда Умение распознать индивидуальные особенности, их причины и следствия, видеть достоинства и достижения прежде, чем недостатки (дефицитарные состояния в развитии), позволяет взрослым лучше понимать детей, принимать их, доверять им.
-
Движущие силы (факторы) развития заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей и природную среду, и культуру, и саму сущность антропологических истоков развития человека как биосоциального существа
Большинство факторов воздействуют на ребенка только в преломлении через основного социального агента - семью Природно-географические (климат, природа, особенности местного ландшафта) Социально-экономические условия, прежде всего условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок, а затем уже условия системы официального и внеинституционального образования Информационно-образовательная среда Ребенок
-
Процесс становления личности происходит одновременно в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях – индивидуализации и социализации в естественной (самодетерминирующейся) и искусственной (регулируемой извне) ситуации
Переходя из одной социальной ситуации в другую, из дома в детский сад, из детского сада домой, в дворовые сообщества, социальные институты детства и пр., ребенок черпает в них постоянно обновляющуюся информацию, оказывается субъектом разноуровневых разнонаправленных взаимоотношений, в которых проявляет и постоянно приобретает новый опыт.
-
Особенности современного Семейного пространства
Кризис семьи как института социализации -Дезадаптация родительской семьи (конфликтная семья, семья с антисоциальной атмосферой) -Семейная дестабилизация (семья с одним родителем) Неэффективное выполнение семьей функции социализации и индивидуализации ребенка. (А.Г. Асмолов и др.) Большинство семей имеют по одному ребенку (в ряде регионов доля однодетных семей составляет более 50%) Время просмотра детьми телепередач намного превосходит время общения их со взрослыми Путешествия детей вместе с родителями как внутри страны, так и за ее пределами.
-
Направления для изменения практики работы детских садов
Устанавливать нормативы, соответствующие развитию детей одного биологического возраста, невозможно и неправильно; следует отказаться от жестких норм развития, связанных с биологическим возрастом, а также от построения жестких образовательных программ и организации условий по принципу возрастных нормативов.
-
Педагоги-практики должны: -стремиться к высокому уровню развития детей, понимая, что логика развития не линейная, а более сложная и прямой причинной связи между обучением и развитием нет; -при организации работы с детьми учитывать социальный контекст развития, так как средовые факторы, особенно семейное воспитание, являются и сильными, и по большей части не менее позитивными(конструктивными, эффективными).
-
Занятия «школьного типа» провоцируют уровень стрессогенных, обусловленных страхом моделей поведения, высокое число нарушений в эмоциональной сфере, агрессию, конфликты и другие формы активного и пассивного протеста. Наилучшие результаты в развитии детей достигаются в том случае, когда инициатива деятельности равномерно распределяется между взрослыми и детьми. Воспитатели должны развивать устойчивость ребенка к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
-
Сущность детского сада должна получить признаки открытой образовательной системы в которой:
Высоко ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования; больше половины всех занятий должно инициироваться самими детьми; Соблюдается баланс между обучающими занятиями, которые предлагают взрослые и которые проводятся на высоком качественном уровне, и занятиями, выбранными самими детьми, прежде всего игрой; Педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, позитивно, позитивно реагируют на их поведение; учитывают их потребности и интересы и выстраивают свои предложения в соответствии с ними; это позволяет обеспечивать переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»
-
Цели дошкольного образования
Направлены на становление начал ключевых компетентностей, индивидуализацию образования через поддержку собственной познавательной активности ребенка, рассматриваются с позиции социально-деятельностного подхода, формулируются как надпредметные, не зависящие от возрастной категории (в силу понимания индивидуальности траектории развития ребенка) и от конкретного учебного содержания (областей знаний)
-
Задачи развития
Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми); учиться понимать мотивы собственных действий и действий других людей; принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации; управлять своим поведением и способами общения; анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков; регулировать конфликты; работать самостоятельно и сотрудничать в группе; противостоять неуверенности и сложности; делать выбор и принимать решения; организовывать свою работу; извлекать пользу из опыта (своего и других людей). Формулируются применительно к ситуации развития конкретного ребенка (подгруппы, группы детей), а не к возрасту группы
-
Цели и задачи организации работы с детьми (1,5-3 года)
Педагогическая поддержка поисково-практической активности – готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками (вместе или рядом). Стимулирование и поддержка развития пассивного и активного словаря, готовности ребенка использовать речь для выражения своих желаний, чувств, состояний, обозначения действий, предметов и пр. Воспитание интереса и доброжелательного отношения к окружающим (людям, объектам природы и пр.) Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия.
-
Цели и задачи организации работы с детьми (3-5 лет)
Содействие дальнейшему развитию поисково-практических действий: расширение арсенала исследовательских, трудовых, учебных действий, способов получения информации; обучение доступным способам фиксирования информации – свойств и признаков предметов, явлений, событий, процесса и результатов действий с помощью рисунков, знаков, слов, схем. Поддержка инициативы и активности в речевом общении. Стимулирование развития различных форм речевого творчества. Содействие формирования опыта рефлексии (самопонимания, самопрезентации) Поддержка (стимулирование) интереса к разным видам двигательной активности Развитие двигательных навыков и умений. Формирование навыков элементарного саморегулирования активности Формирование первого опыта участия в спортивной жизни ДОО Знакомство с основами безопасности. Приобщение к ценностям здорового образа жизни.
-
Цели и задачи организации работы с детьми (5-7 лет)
Поддержка развития познавательной инициативы и активности. Содействие реализации познавательных интересов, активности в формировании целостного образа предметов, явлений, событий, отношений. Развитие навыков рефлексивности. Развитие навыков самоорганизации и соорганизации, самопонимания и понимания других, самопрезентации и прзентации кооперативных действий. Развитие двигательных навыков и умений, физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). Воспитание привычек здорового образа жизни. Приобщение к спортивной жизни города, страны.
-
Уровни индивидуализации
Групповая индивидуализация Индивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возраста Индивидуализация на персональном уровне
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.