Содержание
-
Реализация и внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) Гасанова Р.Х., профессор, зав. каф. ДиПО, к.п.н.
-
Повышение качества, доступности и эффективности дошкольного образования определяют: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., принятая в 2000г., Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-Р), Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61)
-
НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
Конституция Российской Федерации (статья 43) Основные права и свободы граждан. Граждане Российской Федерации имеют право на общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное, общее и среднее (полное) общее образование
-
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Статья 26, пункт 3, подпункт 13. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации).
-
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Статья 16, пункт 1, подпункт 13. К вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципальных районов и городских округов.
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 год)
Статья 18. Дошкольное образование. 1.Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 2.Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. 3.Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. 4.Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
-
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, 2008 год
Изменен принципиальный подход к определению видов ДОУ. В качестве основной структурной единицы выделена группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь различную направленность – общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную и оздоровительную; могут работать в режиме полного (12 часов), укороченного (10 часов), продленного (14 часов) дня, круглосуточного или кратковременного (3-5 часов) пребывания. В зависимости от направленности групп и возраста детей различаются 8 видов ДОУ. Вводятся два новых вида – детский сад для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), детский сад для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Впервые предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых будут получать дошкольное образование здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды. Таким образом, созданы нормативные правовые основы инклюзивного дошкольного образования. Дошкольное образование может быть реализовано в учреждениях разных типов: ДОУ. общеобразовательные учреждения, учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждения дополнительного образования детей; при необходимости – учреждения социального назначения, учреждения культуры.
-
Новое типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, приказ Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. № 2562, зарегистрирован в Минюсте России 18 января 2012 г., регистрационный № 22946).
Помимо групп четырех разных направленностей – общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей, комбинированной, как организационные формы вводятся группы семейного воспитания и группы присмотра и ухода за детьми в качестве структурных подразделений государственных и муниципальных ДОУ. С введением новой редакции Типового положения в ДОУ мы можем выделить следующие организационные формы ДО: - детский сад полного дня; - группы кратковременного пребывания в детском саду; - группы для детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений; - дошкольные группы на базе разных культурно-образовательных центров и учреждений дополнительного образования детей; - дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ; дошкольные группы, организуемые индивидуальными предпринимателями.
-
Модели дошкольного образования
В образовательных учреждениях: в ДОУ – в режиме полного дня, сокращенного или продленного дня, круглосуточного и кратковременного пребывания; в ОУ – в режиме полного дня, сокращенного или продленного дня и кратковременного пребывания В условиях семейного воспитания посредством психолого-педагогического сопровождения через систему консультативных пунктов, семейных клубов В семейных дошкольных группах или семейных (домашних) детских садах
-
Концепция дошкольного воспитания (одобрена Коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.1989 г., № 7/1.
Концепция дошкольного воспитания определила ключевые позиции обновления советского детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, рациональное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройка системы управления.
-
Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. Среди многих типов общения можно выделить два типа (модели).
Учебно-дисциплинарная модель Личностно-ориентированная модель
-
ЦЕЛЬ
вооружить детей знаниями, умениями и навыками, ребенка как личности, развитие привить послушание, лозунг взаимодействия взрослого с детьми: «Делай как я!», содействовать становлению ребенка как личности, развитие доверия ребенка к миру; чувства радости существования (психологическое здоровье), развитие индивидуальности ребенка, формирование начал личности. В общении принцип «не рядом, и не над, а вместе»
-
Способ общения
наставления, наказание, нотации, окрик стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции
-
Тактика
диктат, опека; взгляд на ребенка как на объект приложения сил воспитательной системы сотрудничество; взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества
-
Центр педагогического процесса
фронтальные занятия школьного типа игра
-
Результат
взаимное отчуждение взрослых и детей, потеря инициативы, появление негативизма расширение степеней свободы развивающегося ребенка, его способностей, прав, перспектив; развитие познавательных и творческих способностей.
-
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 г.).
Впервые в этом документе: определены цели непрерывного образования (дошкольное и начальное); приведены в соответствие задачи обучения; определены психолого-педагогические условия непрерывного образования; выделены принципы отбора содержания непрерывного образования (дошкольного и начального);
-
Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка, его психическое и физическое развитие.
-
В соответствии с Концепцией непрерывного образования (дошкольного и начального звена) содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям развития:
физическое; познавательно-речевое; социально личностное; художественно-эстетическое.
-
Физическое развитие: происходит становление ценностей здорового образа жизни, совершенствуется двигательная активность, развиваются представления о своем теле и своих физических возможностях.
-
Познавательно-речевое:
развитие ребенка как субъекта познания, его любознательности, инициативы, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробование разных способов действий, решение проблемных ситуаций. Познавательное развитие предполагает: опору на природную детскую любознательность; поощрение познавательной инициативы ребенка (вопросы, рассуждения, самостоятельные умозаключения); опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; представление информации из разных областей культуры в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.
-
Социально-личностное развитие:
развитие положительного отношения ребенка к себе, к другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.
-
Коммуникативная компетентность
умение распознать эмоциональные переживания и состояния окружающих: радость, горе, страх, настроение (ситуации из жизни, чтение стихов, рассказов, рассматривание картин, игры-драматизации).
-
Художественно-эстетическое
развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.
-
Приказ от 23 ноября 2009 года № 655, зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 года, регистрационный № 16299).
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ от 23 ноября 2009 года № 655, зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 года, регистрационный № 16299). Цель – стандартизировать содержание дошкольного образования в условиях вариативности. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ от 20 июля 2011 г., № 2151, зарегистрирован в Минюсте России). Цель – стандартизировать условия предоставления дошкольного образования, обеспечить в любом дошкольном учреждении, какой бы организационно-правовой формы и формы собственности оно не было, в каком регионе России не находилось, тот необходимый набор условий, который гарантирует качество дошкольного образования).
-
Закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.).
Статья 5, пункт 3 «В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального, а также на конкурсной основе бесплатность образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
-
Статья 8, пункт 1/3. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в размере, необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
-
Статья 10, пункт 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1)дошкольное образование; 2)начальное общее образование; 3)основное общее образование; 4)среднее общее образование.
-
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.).
Статья 11, (п. 1, 2, 3, 4). 1.Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
-
Пункт 2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением ФГОС дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Пункт 3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: структуре основных образовательных программ (в том числе соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ; результатам освоения основных образовательных программ.
-
Статья 12, пункт 3. К основным образовательным программам относятся: 1)основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Пункт 6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
-
Статья 23, пункт 2 (подпункт 1). В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: 1)дошкольная образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
-
Статья 64. Дошкольное образование. 1.Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 2.Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимо и достаточно для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
-
3.Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
-
Документ
Порядок организации и осуществление образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образованиям для дошкольных образовательных организаций. (Вместо Типового положения,2012 года)
-
1.Организация обеспечивает развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте 2 мес. до 3 лет; дошкольное образование (развивающее обучение и воспитание, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет.
-
2.Основными задачами организации являются: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; - формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств воспитанников, предпосылок учебной деятельности; - первичная ценностная ориентация и социализация воспитанников; - становление основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста; - осуществление необходимой квалифицированной коррекции нарушений развития при наличии соответствующих условий; - взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; - оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития, образования, присмотра, ухода и оздоровления воспитанников; - организация реабилитации детей-инвалидов при наличии соответствующих условий.
-
3. Основной структурной единицей в организации является группа воспитанников дошкольного возраста (далее – группа). Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация основной образовательной программы дошкольного образования. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
-
Документ
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются организациями самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
-
Документ
В организации могут быть организованы также: - группы детей раннего возраста без реализации основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; - группы по присмотру и уходу без реализации основной образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
-
Документ
семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные групп Группы различаются по времени пребывания воспитанников и функционируют в режиме: полного дня (10,5-12 часового пребывания); сокращенного дня (8-10 часового пребывания); продленного дня (13-14 часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
-
Образовательная деятельность в организации осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой ей самостоятельно. Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
-
В соответствии с целями и задачами, определенным уставом, организация может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями). 5.Участниками образовательных отношений в организации являются воспитанники (обучающиеся) – дети, осваивающие общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) получающие услуги присмотра и ухода, их родители (законные представители), педагогические работники. В Порядке определены права, обязанности участников образовательных отношений (родители, педагоги).
-
Общие положения ФГОС ДО
Стандарт разработан на основе: Конституции РФ (1993 год), законодательства РФ и с учетом Конвенции о правах ребенка. ФГОС ДО разработан в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» (2012 г.) Ключевой принцип стандарта – сохранить детства.
-
Стандарт преследует цели:
повышение статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
-
задачи:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от место проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного т начального общего образования);
-
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
-
Задачи:
Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей; Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям детей; Обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
-
Основные принципы дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценном участником (субъектом) образовательных отношений;
-
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей;
-
Стандарт является основой для:
Разработки и реализации программы; Разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; Разработки нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере дошкольного образования; Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям стандарта к условиям реализации и структуре программы;
-
формирование содержания профессионального образования, повышения дополнительного профессионального образования и аттестации педагогических работников; оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции, нарушений и их развитий.
-
Стандарты предполагают риски:
столкновение стандарта с родителями; сведения дошкольного образования к обучению; боязнь сведения дошкольного детства к игровой деятельности; риск монополий одной примерной образовательной программы; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования; программы делают акцент на содержание , но не способы действия педагога;
-
Проблемы:
перевернуть сознание педагога; проблемы семьи; разновозрастные группы; работа психологов; использование нескольких программ; обучение экспертов; подготовка педагогов; непонимание понятий инклюзивное образование, компенсирующие группы; организация работы в группах раннего возраста; включение в профессионального стандарта педагога в действия;
-
Критерии готовности ДОО к внедрению ФГОС ДО
-
Ранний возраст
Риск семейного воспитания: отсутствие специального образования; чрезвычайное раннее обучение; оставание без всякого образования (5-6 месяцев, 1,5 года) Трудности: Недоразвитие КОРКОВЫХ Отделов мозга; Нарушения зрения и зрительного восприятия; Дефицит общения с близкими; Гиперактивность, агрессивность; Аутизация, нарушение общения; Недоразвитие речи; Снижение познавательной активности; Быстрая утомляемость, аппатия; Несформированность границ своего «Я»; искаженная картина мира;
-
Образовательная деятельность детей раннего возраста
Развитие предметной деятельности и познавательное развитие. Развитие речи. Становление игровой деятельности. Формирование общения со сверстниками. Физическое развитие. Приобщение художественно – эстетическое деятельности.
-
Линии развития «Образовательные области»
познавательное развитие. развитие речи. художественно – эстетическое развитие. физическое развитие
-
Требования к ППС:
четкое зонирование пространство; экологическая безопасность материала; соответствие возрастным особенностям; игровое оборудование для сюжетной игры; материалы и пространство для физической активности.
-
Требования к результатам:
владеет навыками самообслуживания; проявляет интерес к предметным действиям, любознательный; владеет активной и пассивной речью; доброжелательный интерес к сверстникам; ловкость, чувство равновесия, владение своими действиями; способность к игровым замещениям.
-
Требования к компетенции педагога:
эмоциональная теплота и выразительность; активная позиция, а не директивность; способность к диалогическому общению; позитивный фон общения (улыбка, юмор); четкая, хорошая речь; знание детского фольклора; умение работать приемами работы с игрушками; терпимость к индивидуальным особенностям детей.
-
Трудности в работе:
привязанность к маме, проблема адаптации; сложность режимных моментов, дефицит навыков самообслуживания; повышенная эмоциональность; неуправляемость, отсутствия самоконтроля; неэффективность речевых инструкций; необходимость индивидуального общения, не возможность фронтальных форм работы.
-
Стандарт учитывает:
самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека; возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей; - потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья; - адаптивность основной образовательной программы как возможности освоения ее ребенком на разных этапах ее реализации.
-
возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка; необходимость решения задач дошкольного образования через сотрудничество педагогических коллективов и семей воспитанников; возможность проявления инициативы участников образовательных отношений; необходимость согласования образовательной деятельности с национальным и социокультурным своеобразием места жительства детей и педагогов.
-
Что не регламентирует Стандарт?
организацию образования детей в семье, в различных формах дополнительного образования и образовательного досуга дошкольников и их родителей; выбор педагогами и педагогическими коллективами конкретных методов, приемов и технологий для реализации образовательного процесса; непосредственную организацию образовательного процесса в конкретной образовательной организации (дошкольной образовательной группе).
-
Стандарт включает в себя требования к:
к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров – социально – нормативные – возрастные характеристики возможных достижений ребенка: В раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно – фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и др.) и умеет пользоваться ими владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
-
владеет активной и пассивной речью, включен в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им; ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр)
-
На этапе завершения дошкольного образования:
проявляет инициативу, самостоятельность; обладает установкой положительного отношения к миру; обладает чувством собственного достоинства; развито воображение; владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; развита крупная и мелкая моторика; подвижен, вынослив, владеет основными движениями, контролирует свои движения и управляет ими; способен к волевым усилиям. ; проявляет любознательность; обладает начальными знаниями о себе и о природном , социальном мире.
-
Образовательная программа проектируется как программа психолого- педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития и определяющий комплекс планируемых результатов в виде целевых ориентиров Программа направлена на создания условий развития Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.