Содержание
-
Использование проблемных технологий на уроках математики в начальной школе
-
Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового). Современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.
-
Проблемность при обучении математики
Каждая текстовая задача, но и упражнения, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу. Учитель , разучивая с детьми способы решения задач определенных видов, предлагая подряд большое число однотипных упражнений не развивает собственные мысли учащихся . Технология проблемного обучения теоретически обоснована такими видными учеными, какСелевко Г. К.,Оконь В., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Кудрявцев Т.В.
-
Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Проблемное обучение : -обеспечивает более прочное усвоение знаний; -развивает аналитическое мышление,; -способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; -оно ориентирует на комплексное использование знаний.
-
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию своею обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
-
Методические приемы для создания пробленых ситуаций
· учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; · сталкивает противоречия практической деятельности; · излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; · предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; · побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; · ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; · определяет проблемные теоретические и практические задания; · ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
-
-
Основные функции проблемного обучения. Их делят на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения: · усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; · развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; · формирование диалектико-материалистического мышления школьников как основы их мировоззрения. Специальные функции: · воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); · воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; · формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности
-
В зависимости от характера взаимодействия учителя и учащиеся выделим четыре уровня проблемного обучения: 1. уровень несамостоятельной активности - восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение учеником самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение; 2. уровень полу самостоятельной активности характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участие школьников в поиске способа решения поставленной учителем проблемы; 3. уровень самостоятельной активности - выполнение работ репродуктивно- поискового типа, когда ученик сам решает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя и так далее; 4. уровень творческой активности - выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства; самостоятельные выводы и обобщения, изобретения, написание художественных сочинений. Эти показатели характеризуют уровень интеллектуального развития учащихся и могут применяться учителем как видимые показатели продвижения ученика в учебном развитии, в качестве основного содержания обратной информации. Итак, технология проблемного обучения теоретически обоснована такими видными учеными, как Оконь В., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Кудрявцев Т.В. Уровни проблемного обучения
-
Введение математических понятий- это создание проблемных ситуаций
Например, ученик получил задания: "К 2 прибавь 5 и помножь на 3". И другое: "К 2 прибавь 5, помноженное на 3". Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом: 2+5*3=21 2+5*3=17 Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид: (2+5)*3=21 2+5*3=17
-
Создание проблемных ситуаций при изучении геометрического материала
Учитель предлагает вниманию первоклассников плакат, на котором изображены несколько четырехугольников и пятиугольников. Все эти фигуры на плакате никак не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зеленый. Учитель сообщает, что все красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками. После этого перед классом ставится проблемный вопрос: "Как вы думаете, почему красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками?". Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Они должны сравнивать мысленно термины "четырехугольник" и "пятиугольник". Анализируя эти слова, они должны расчленить их, выделив в них знакомые им слова, являющиеся частями новых терминов – "четыре" и "угол", "пять" и "угол". Такой анализ уже может направить их мысль в определенном направлении. Проверить правильность возникших предположений они смогут, обратившись к внимательному рассматриванию предложенных им фигур. Здесь снова придется провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно все красные фигуры содержат по четыре угла, а зеленые – по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив ее с особенностями терминов-названий данных фигур, дети должны прийти к выводу, который и будет ответом на поставленный проблемный вопрос.
-
Использование метода проблемного обучения при изучениисоставных текстовых задач
Любая составная текстовая задача ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные текстовые задачи ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, или одно только ощущение трудности, которое ученик намерен преодолеть. Если эти условия отсутствуют, то задача им уже перестала быть для него проблемной.
-
Используя проблемы развития математических способностей учащихся, психолог В.А. Крутецкийприводит типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления. Знание учителем этой типологии – важное условие создания проблемных ситуаций при изучении нового материала, повторении пройденного и при формировании умений и навыков. Вот некоторые из них: - задачи с не сформулированным вопросом; - задачи с недостающими данными; - задачи с излишними данными; - задачи с несколькими решениями; - задачи с меняющимся содержанием; - задачи на соображение, логическое мышление.
-
Типология задач 1. Задачи с несформулированным вопросом. Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи. 2. Задачи с недостающими данными. Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа? Учащимся задаются вопросы: Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи? Чего не хватает? Что нужно добавить? Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить? А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных? Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано? 3. Задачи с излишними данными. Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.
-
Важно помнить: не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации; К не проблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и качественные данные; факты, которые нельзя "открыть"; непроблемны, все задачи, решаемые по образцу, по алгоритму, по известному способу.
-
Проблемное обучение
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.