Содержание
-
-
Мастер-класс
-
Цель мастер-класса:
- Путем передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания продемонстрировать методы освоения содержания материала предмета при активной роли всех участников этой формы методической работы.
-
- «Проблема возникает не тогда, когда одинвысказывает правильную мысль, а другой — ложную.
- Если один высказывает правильную мысль, а другой — неправильную, то проблемы нет.
- Проблема возникает тогда, когда два человека говорят противоположные вещи и оба правы.
- Вот тогда впервые возникает проблема».
-
Активизация познавательной деятельности учащихся-
- это целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности.
-
- Для успешной активизации необходимы:
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
- Сущность проблемного обучения
- - это такая организация учебного процесса, в основе которой лежит создание учителем самостоятельной поисковой деятельности учащихся для решения проблем в ходе которой формируются:
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
Дидактические задачи:
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
- 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
- 2. Быть доступными для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.
- 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
- 4. Задания должны быть такими, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы.
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
Характерная черта проблемного обучения-развитие творческих способностей
- В процессе решения цепи проблемных ситуаций, в ходе проблемно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
- Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.
- Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
- Задача– явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
Учебная проблема
- Учебная проблема – такая разновидность вопроса , ответ на который не содержится в накопленных знаниях, поэтому требует соответствующих практических действий.
- Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным).
- Основные функции учебной проблемы:
- Определение направления умственного поиска, т. е. деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы
- Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
- Этапы осуществления проблемного подхода
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
- Учебно-познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации
- Постановка проблемной ситуации
- Актуальность проблемной ситуации
- Поиск способов её решения
- Решение проблемы и её доказательство
- Рефлексия и оценка результатов
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
Типы проблемных задач
Опыт работы Шишман Н.Г.
-
- Ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать наиболее правильное, оптимальное решение.
- 2. Ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных.
- 3. Ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей.
- 4. Ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью.
- 5. Ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности или оригинальной идеи, что вовлекает обучаемых в активный поиск.
- 6. Ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения.
- 7. Ситуация-несоответствие, когда она «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
Методические приёмы создания проблемных ситуаций
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций (например: командира, юриста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- формулирует проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса , противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление « психологической инерции»
-
Варианты проблемных ситуаций (по возрастанию степени проблемности):
- Обучаемые получают всюнеобходимую информацию.
- Обучаемые получают не всю информацию, необходимы дополнительный анализ, сбор недостающих данных преподавателем или самостоятельно.
- Обучаемым бегло обрисовывается ситуация и выдается минимальная информация, помимо сбора дополнительной информации для решения задачи от обучаемых требуется профессиональное мышление, интуиция.
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
Три вида решения проблемы:
- Случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта. В этих случаях субъект идет путем проб и ошибок до тех пор, пока одна из проб более или менее случайно не приведет к решению проблемы.
- Ситуации, относительно которых у человека имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Решение происходит здесь в форме узнавания в предложенной ситуации одной из имеющихся схем.
- У человека имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создаются на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имевшаяся ранее схема действий.
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
- Методы проблемного обучения
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
- - проблемное изложение знаний (активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создаёт проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности);
- изложение с проблемным началом (учитель, создав начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом);
- частично-поисковый, или эвристический метод (система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение новой проблемы);
- исследовательский метод (организация поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки задач, требующих самостоятельного творческого решения)
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
Метод «Шесть шляп»
- Игра основана на идеях американского исследователя творческого мышления Эдварда Де Боно. Он сформулировал основные принципы его развития:
- выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;
- развитие способности к отказу от прежнего опыта решения аналогичных задач;
- развитие способности к видению различных аспектов одного явления;
- развитие способности к выделению и осознанию основного противоречия в проблеме;
- развитие способности к «объединению противоположностей» и использование данного ресурса для решения задачи.
-
- В методе «Шести шляп» мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
-
-
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
- Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у взрослых и детей:
- творческое мышление
- критическое мышление
- толерантность
- Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у взрослых и детей:
-
Примерная схема организации урока в форме проблемного обучения
- Создание учебной проблемной ситуации.
- Постановка познавательной задачи (или задач), четкая ее формулировка.
- Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу.
- Процесс решения поставленной задачи.
- Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его результатов, выявление нового знания.
- Применение нового знания посредством решения специально подобранных учебных задач для его усвоения.
- Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения задачи в рамках исходной проблемной ситуации.
- Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных или более изящных способов ее решения.
- Подведение итогов проделанной работы.
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
Основные виды проблемного урока:
- урок- дискуссия;
- урок- проблемная лекция;
- урок- семинар;
- урок- исследование;
- версионный урок;
- эвристическая беседа- семинар;
- комплексы проблемных уроков (лекция – семинар – лабораторный практикум – решение задач – контроль знаний – зачёт – обобщение знаний).
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
- Опыт работы Шишман Н.Г.
- урок- семинар
- урок- исследование
- урок- проблемная лекция
- урок- дискуссия
-
Этапы деятельности учителя:
- 1. Разработка проблемных вопросов.
- 2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию
- 3. Формы решения проблемных ситуаций.
- 4. Определение факторов создания проблемных ситуаций.
- 5. Создание блоков проблемных уроков.
- 6. Подготовка проблемных домашних заданий.
- 7. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
Обобщённый алгоритм подготовки проблемного урока:
- Тема урока, новое название и его тип.
- Постановка проблемы (побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к проблеме диалог, сообщение темы с приёмом для её принятия).
- Поиск решения.
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
Проблемное обучение, в зависимости от состава и качества подготовки обучаемых, может осуществляться на разных уровнях сложности и самостоятельности:
- Опыт работы Шишман Н.Г.
- первый уровень - проблемное изложение учебного материала преподавателем;
- второй уровень - преподаватель создает проблемные ситуации, а обучаемые вместе с ним включаются в их разрешение;
- третий уровень - преподаватель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают ее в ходе самостоятельной деятельности обучаемые;
- четвертый уровень - преподаватель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых обучаемые самостоятельно формируют проблему и находят способы ее разрешения.
-
- Достоинства метода
- Обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.
- Способствует формированию мотивации достижения успеха.
- Является наиболее перспективным
- Недостатки метода
- Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
Итогом своей работы считаю
- Усиление мотивации учебной деятельности
- Повышениие интереса к предмету биология
- Расширение кругозора учащихся
- Продвижение учащихся по пути познания себя, понимание им природы человека и его возможностей
- Проявление большей самостоятельности в учебной деятельности
- Опыт работы Шишман Н.Г.
-
-
Биология?
- Опыт работы Шишман Н.Г.
- Человек может только то, к чему он стремится, чего он добивается, он имеет только то, что сделал сам; затраченные усилия дают ему величайшие наслаждения, блаженство человека в его творчестве.
-
Спасибо за сотрудничество!
- Опыт работы Шишман Н.Г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.