Презентация на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий"

Презентация: Использование информационно-коммуникационных технологий
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Данная презентация по биологии на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий" предназначена для урока как наглядно-обучающее пособие. Целью презентации является продемонстрировать методы освоения содержания материала предмета при активной роли всех участников этой формы методической работы. Данный материал поможет учащимся усвоить материал быстро, легко, качественно и интересно.

Краткое содержание

  1. Сущность проблемного обучения
  2. Дидактические задачи
  3. Учебная проблема
  4. Этапы осуществления проблемного подхода
  5. Типы проблемных задач
  6. Методические приёмы создания проблемных ситуаций

Содержание

  • Презентация: Использование информационно-коммуникационных технологий
    Слайд 1
  • Слайд 2

    Мастер-класс

  • Слайд 3

    Цель мастер-класса:

    • Путем передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания продемонстрировать методы освоения содержания материала предмета при активной роли всех участников этой формы методической работы.
  • Слайд 4
    • «Проблема возникает не тогда, когда одинвысказывает правильную мысль, а другой — ложную.
    • Если один высказывает правильную мысль, а другой — неправильную, то проблемы нет.
    • Проблема возникает тогда, когда два человека говорят противоположные вещи и оба правы.
    • Вот тогда впервые возникает проблема».
  • Слайд 5

    Активизация познавательной деятельности учащихся-

    • это целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности.
  • Слайд 6
    • Для успешной активизации необходимы:
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 7
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 8
    • Сущность проблемного обучения
    • - это такая организация учебного процесса, в основе которой лежит создание учителем самостоятельной поисковой деятельности учащихся для решения проблем в ходе которой формируются:
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 9

    Дидактические задачи:

    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 10

    Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

    • 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
    • 2. Быть доступными для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.
    • 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
    • 4. Задания должны быть такими, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы.
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 11

    Характерная черта проблемного обучения-развитие творческих способностей

    • В процессе решения цепи проблемных ситуаций, в ходе проблемно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 12
    • Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.
    • Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
    • Задача– явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 13

    ​Учебная проблема

    • Учебная проблема – такая разновидность вопроса , ответ на который не содержится в накопленных знаниях, поэтому требует соответствующих практических действий.
    • Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным).
    • Основные функции учебной проблемы:
    • Определение направления умственного поиска, т. е. деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы
    • Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 14
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 15
    • Этапы осуществления проблемного подхода
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 16
    • Учебно-познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации
    • Постановка проблемной ситуации
    • Актуальность проблемной ситуации
    • Поиск способов её решения
    • Решение проблемы и её доказательство
    • Рефлексия и оценка результатов
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 17

    Типы проблемных задач

    Опыт работы Шишман Н.Г.

  • Слайд 18
    • Ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать наиболее правильное, оптимальное решение.
    • 2. Ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных.
    • 3. Ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей.
    • 4. Ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью.
    • 5. Ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности или оригинальной идеи, что вовлекает обучаемых в активный поиск.
    • 6. Ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения.
    • 7. Ситуация-несоответствие, когда она «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 19

    Методические приёмы создания проблемных ситуаций

    • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
    • сталкивает противоречия практической деятельности;
    • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
    • предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций (например: командира, юриста, педагога);
    • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
    • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
    • определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
    • формулирует проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса , противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление « психологической инерции»
  • Слайд 20

    Варианты проблемных ситуаций (по возрастанию степени проблемности):

    • Обучаемые получают всюнеобходимую информацию.
    • Обучаемые получают не всю информацию, необходимы дополнительный анализ, сбор недостающих данных преподавателем или самостоятельно.
    • Обучаемым бегло обрисовывается ситуация и выдается минимальная информация, помимо сбора дополнительной информации для решения задачи от обучаемых требуется профессиональное мышление, интуиция.
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 21

    Три вида решения проблемы:

    • Случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта. В этих случаях субъект идет путем проб и ошибок до тех пор, пока одна из проб более или менее случайно не приведет к решению проблемы.
    • Ситуации, относительно которых у человека имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Решение происходит здесь в форме узнавания в предложенной ситуации одной из имеющихся схем.
    • У человека имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создаются на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имевшаяся ранее схема действий.
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 22
    • Методы проблемного обучения
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 23
    • - проблемное изложение знаний (активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создаёт проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности);
    • изложение с проблемным началом (учитель, создав начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом);
    • частично-поисковый, или эвристический метод (система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение новой проблемы);
    • исследовательский метод (организация поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки задач, требующих самостоятельного творческого решения)
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 24

    Метод «Шесть шляп»

    • Игра основана на идеях американского исследователя творческого мышления Эдварда Де Боно. Он сформулировал основные принципы его развития:
    • выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;
    • развитие способности к отказу от прежнего опыта решения аналогичных задач;
    • развитие способности к видению различных аспектов одного явления;
    • развитие способности к выделению и осознанию основного противоречия в проблеме;
    • развитие способности к «объединению противоположностей» и использование данного ресурса для решения задачи.
  • Слайд 25
    • В методе «Шести шляп» мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
  • Слайд 26
  • Слайд 27
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 28
    • Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у взрослых и детей:
      • творческое мышление
      • критическое мышление
      • толерантность
  • Слайд 29

    ​Примерная схема организации урока в форме проблемного обучения

    • Создание учебной проблемной ситуации.
    • Постановка познавательной задачи (или задач), четкая ее формулировка.
    • Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу.
    • Процесс решения поставленной задачи.
    • Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его результатов, выявление нового знания.
    • Применение нового знания посредством решения специально подобранных учебных задач для его усвоения.
    • Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения задачи в рамках исходной проблемной ситуации.
    • Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных или более изящных способов ее решения.
    • Подведение итогов проделанной работы.
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 30

    Основные виды проблемного урока:

    • урок- дискуссия;
    • урок- проблемная лекция;
    • урок- семинар;
    • урок- исследование;
    • версионный урок;
    • эвристическая беседа- семинар;
    • комплексы проблемных уроков (лекция – семинар – лабораторный практикум – решение задач – контроль знаний – зачёт – обобщение знаний).
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 31
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
    • урок- семинар
    • урок- исследование
    • урок- проблемная лекция
    • урок- дискуссия
  • Слайд 32

    Этапы деятельности учителя:

    • 1. Разработка проблемных вопросов.
    • 2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию
    • 3. Формы решения проблемных ситуаций.
    • 4. Определение факторов создания проблемных ситуаций.
    • 5. Создание блоков проблемных уроков.
    • 6. Подготовка проблемных домашних заданий.
    • 7. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 33

    Обобщённый алгоритм подготовки проблемного урока:

    • Тема урока, новое название и его тип.
    • Постановка проблемы (побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к проблеме диалог, сообщение темы с приёмом для её принятия).
    • Поиск решения.
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 34

    Проблемное обучение, в зависимости от состава и качества подготовки обучаемых, может осуществляться на разных уровнях сложности и самостоятельности:

    • Опыт работы Шишман Н.Г.
    • первый уровень - проблемное изложение учебного материала преподавателем;
    • второй уровень - преподаватель создает проблемные ситуации, а обучаемые вместе с ним включаются в их разрешение;
    • третий уровень - преподаватель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают ее в ходе самостоятельной деятельности обучаемые;
    • четвертый уровень - преподаватель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых обучаемые самостоятельно формируют проблему и находят способы ее разрешения.
  • Слайд 35
    • Достоинства метода
    • Обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.
    • Способствует формированию мотивации достижения успеха.
    • Является наиболее перспективным
    • Недостатки метода
    • Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 36

    Итогом своей работы считаю

    • Усиление мотивации учебной деятельности
    • Повышениие интереса к предмету биология
    • Расширение кругозора учащихся
    • Продвижение учащихся по пути познания себя, понимание им природы человека и его возможностей
    • Проявление большей самостоятельности в учебной деятельности
    • Опыт работы Шишман Н.Г.
  • Слайд 37
  • Слайд 38

    Биология?

    • Опыт работы Шишман Н.Г.
    • Человек может только то, к чему он стремится, чего он добивается, он имеет только то, что сделал сам; затраченные усилия дают ему величайшие наслаждения, блаженство человека в его творчестве.
  • Слайд 39

    Спасибо за сотрудничество!

    • Опыт работы Шишман Н.Г.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке