Содержание
-
Изучение и обобщение опыта работы педагога
-
Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта
1) Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. 2) Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики. 3) Научно-методическая и научно-практическая конференции. 4) Педагогическая выставка. 5) Педагогические чтения. 6) Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. 7) Семинарские занятия по проблемам педагогики. 8) Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта. 9) Педагогические консультации. 10)Самообразование.
-
План изучения вопросов самообразования учителя
Изучение личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования , как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература изучалась: педагогическая, по психологии, методическая и др. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учеников). Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, учёными). Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретических и методических уровней; какой вывод сделал педагог о проделанной работе. Дальнейшие планы педагога по самообразованию
-
Этапы изучения и обобщения педагогического опыта
1) Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения её эффективности – с другой. 2) Поисковая работа . Выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта. 3) Составление развернутой программы изучения и обобщения опыта. Окончательное формулирование темы и цели, уточнение объекта и предмета изучения обобщения. 4) Работа по сбору педагогических факторов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Описание педагогического опыта (назвать авторов, вычленить проблемы, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту). 5) Осмысливание описываемого опыта. Сопоставляются, сравниваются, анализируются факторы, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы. 6) Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендации, плаката, информации, текста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п.
-
Критерии передового опыта
1. Высокие результаты обучения и воспитания. 2. Высокие показатели успеваемости. Важна не отметка, а глубина и прочность, образованность культура, которую учитель формирует у учеников. 3. Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают школа и учитель для достижения определенного результата. 4. Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы. 5. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.
-
Рекомендации по обобщению передового опыта
Методика обобщения передового опыта. 1.1. Изучение деятельности учителя, длительное наблюдение за работой учителя, посещение уроков, внеклассных мероприятий и т.д. · Выявление передового опыта надо начинать с анализа качества знаний, уровня воспитанности и сдвигов в общем развитии учащихся. · Выявить способы, приемы управления и организации познавательной деятельности учащихся, с помощью которых достигнут положительный опыт. · Выявить, нет ли перегрузки учащихся. · Определить, есть ли в передовом опыте элемент новизны, нет ли надуманных схем. 1.2. Определить, соответствует ли изучаемый и обобщаемый опыт критериям оценки передового опыта. 1.3. Описать и обсудить условия, при которых могут быть достигнуты оптимальные результаты на основе его применения. 1.4. Обсудить передовой опыт на педсовете, заседании методического объединения и т.д. Вынести решения. 1.5. Показать опыт в действии (открытые уроки, семинары, совещания). -В методической «копилке» собрать тезисы выступлений, конспекты, доклады и т.д. - В методическом уголке школы иметь витрину (выставку) передового опыта. - Материалы опыта наглядно оформить, представить в методкабинет отдела образования.
-
Оформление обобщенного передового опыта.
2.1. Педагогическая характеристика учителя. Ф.И.О. Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педстаж. Награды. Особенности личности учителя. В чём и как выразился педагогический успех в его работе. Общественное лицо учителя. Что можно рекомендовать из опыта работы учителя для распространения. 2.2. Конспекты уроков учителя (2-3 конспекта). Поурочные рабочие планы (4 урока). Фотографическая запись уроков (2-3 урока). Анализ 2-3 уроков (выписка из тетради для записи посещения уроков). План самообразования учителя. Доклад учителя по своему предмету, прочитанный на каком-либо уровне. 2.3. Фотографии, отражающие работу учителя с учащимися в кабинете, в школе, вне школы.
-
Памятка по обобщению опыта учителя:
1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературу по интересующему Вас вопросу. 2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи. 3. Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить её как можно точнее, конкретнее. 4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями. 5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.
-
6. При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. 7. Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики. 8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. 9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. 10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.). 11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению обучения и воспитания детей, молодежи.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.