Содержание
-
Методические условия реализации воспитательного потенциала курса биологии в 8 классе.
Природа и воспитание подобны…
Воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу.
Демокрит.
-
Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением, приобретением
знаний и умений, если оно проводится в системе и развитиии взаимодействующих элементов.Правильно осуществляемое воспитание при обучении биологии сможет сформировать у школьников определённую систему ценностных отношений к окружающей действительности, в том числе к природе и роли человека в ней.
-
Цели воспитания – это ожидаемые изменения в личности учащихся под специальным
воспитательным воздействием.Результатом воспитания выступают личностные изменения человека, выражаемые в системе отношений к миру, к обществу и к самому себе.
-
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы
важнейшие задачи воспитания:формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
-
В школьном курсе биологии должны найти отражение подходы, обозначенные в федеральном
компоненте государственного стандарта общего образования:* повышение воспитательного потенциала биологического образования, *отбор содержания с учётом его роли в формировании общей культуры, биологической составляющей научной картины мира, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности, нравственности и морали.
-
Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать
благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.
-
Для реализации воспитательного потенциала образовательного процесса учителю необходимы
знания о сущности, содержании, критериях эффективности воспитательного процесса, методах воспитания и навыков практической реализации воспитательных технологий.
-
Вот здесь-то и возникает противоречие между необходимостью повышения воспитательного
потенциала и недостаточностью разработанных методик и воспитательных технологий по развитию воспитательной деятельности в образовательных предметах.
-
Таким образом, возникает проблема повышения воспитательного потенциала процесса обучения
биологии.Исходя из всего выше сказанного, вытекает гипотеза данного исследования:я предполагаю, что для повышения воспитательного потенциаламожно применить следующий комплекс методических условий:1. структурирование курса биологии как системы воспитательных задач;2. разработка урока биологии воспитывающего типа;3. подбор системы заданий, направленных на формирование позиции учащихся по отношению к изучаемому предмету.
-
Цель данной работы:определить методические условия повышения воспитательного потенциала
курса биологии и апробировать их при обучении биологии в 8 классе.
-
Задачи работы:1. Изучить методическую литературу и провести теоретический анализ по теме
исследования.2. Составить блочный учебно-тематический план с выделением модулей, направленных на реализацию воспитательных задач курса биологии 8 класса.3. Разработать урок воспитывающего типа по теме «Пищеварение» в 8 классе.4. Подобрать методы диагностики сформированности позиции учащегося в процессе преподавания биологии.
-
Содержание предмета биологии представляет развивающуюся и проверяемую практикой и
методической наукой систему знаний, пересмотренную и улучшенную в свете новейших достижений биологической науки, методики и практики преподавания биологии в школе.Методика обучения биологии во все времена подчёркивала большую роль данного предмета в осуществлении воспитания.При этом определялась целостная система элементов воспитания, способных реализоваться в процессе изучения всего школьного предмета и его отдельных курсов.
-
Воспитание мировоззрения, самостоятельного мышления, культуры труда, эстетическое и
нравственное воспитание связаны между собой и обусловлены содержанием учебного материала по биологии.
-
Схема элементов воспитания в процессе обучения биологии.
-
Каждый элемент и в целом всё воспитание связаны с познавательной деятельностью учащихся.
Такая взаимосвязь всех элементов воспитания и деятельности обеспечивает успех воспитания при обучении биологии.
-
Под целью воспитания следует понимать заранее прогнозируемые результаты в подготовке
подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
-
Основными целями образования и воспитания в современном демократическом государстве
являются следующие:1. умение адаптироваться к жизни;2. развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;3. развитие мышления и самостоятельности в принятии решений;4. подготовка к будущей профессиональной и семейной жизни;5. воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.
-
«Воспитывающее обучение» - это такое обучение, в процессе которого организуется
целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке.С какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?
-
1.Отношение к другим людям, проявляющееся через гуманность, товарищество, доброту,
деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность.2.Отношение к самому себе, проявляющееся в чувстве собственного достоинства, требовательности к себе, гордости, скромности, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности, честности.3. Отношение к обществу и коллективу, проявляющееся в трудолюбии, добросовестности, честности, чувстве долга, озабоченности неудачами товарищей, радости сопереживания успехам.
-
4.Отношение к труду, характеризующееся ответственным выполнением домашних заданий,
подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.5.Отношение к Родине, проявляющееся в добросовестности, ответственности, в чувстве гордости за её успехи, в озабоченности её трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду.
-
Реализация воспитательных потенций содержания учебного предмета осуществляется, когда
учитель:- обеспечивает достаточно высокий интеллектуальный уровень преподавания;- увлекает детей высоким отношением к основному объекту изучения;- научает детей видеть за абстракциями и обобщениями жизненные явления и относиться к ним согласно нормам общественной морали;- целенаправленно вводит персоналии и исторические экскурсы, а также дополнительный материал, помогающий связать содержание изучаемого с реальной жизнью и её проблемами.
-
Для организации работы детей на уроке в целях воспитания выделяют следующие общиеформы:1
.Навести порядок ввещно-предметной стороне учебного дела на уроке (стирать с доски тряпкой, пользоваться указкой, вешать портфели на крючок…)2. Чередовать индивидуальные, фронтальные, групповые и коллективно-групповые формы работы, каждая из которых оказывает незаменимое нравственное влияние на личность.3. Организовать взаимопомощь учащихся как постоянный элемент учебной работы на уроке.4. Установить чёткий, известный учащимся и принятый ими порядок проверки и оценки учебной работы.(Способствует становлению чувства долга, справедливости, чувства собственного достоинства).5. Инструментировать обучение на уроке как работу чрезвычайно ценную и серьёзную, как процесс познания, используя различные средства – речевые, мимические, интонационные.
-
Воспитательные задачи темы «Пищеварительная система» при планировании педагогической
деятельности учителя биологии по реализации воспитывающего потенциала данного предмета.1. Продолжить формирование мировоззрения учащихся: доказывать эволюционное происхождение человека от животных (единый план строения пищеварительной системы человека и млекопитающих) и эволюционную «продвинутость» человека по сравнению с другими животными, познаваемость и материальность процессов пищеварения; показывать приоритет отечественной науки в исследовании пищеварения.2. Для физического и гигиенического воспитания разъяснять гигиенические условия нормального пищеварения, доказывать вред курения и употребления алкоголя, зависимость здоровья и работоспособности человека от профилактики и лечения желудочно-кишечных заболеваний.3. Продолжать нравственное, трудовое и эстетическое воспитание учащихся путём рациональной организации на уроках познавательной деятельности всех учащихся.4. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и ответственность каждого учащегося за процесс обучения, доброжелательное отношение учащихся друг к другу.
-
Поурочное планирование темы «Пищеварительная система».Урок 1. Значение пищи и её состав.
Урок 2. Органы пищеварения. Урок 3. Зубы. Урок 4,5. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Урок 6. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Урок 7. Регуляция пищеварения. Урок 8. Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Урок 9. Обобщающий урок по теме: «Пищеварительная система».
-
Уроки 4-5. «Пищеварение в ротовой полости и в желудке».Тип урока: урок-исследование.Главная
идея урока: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!»Триединая дидактическая цель урока:Познавательная: в конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия: слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и в желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и в желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке.Развивающая: учащиеся умеют разъяснять особенности процесса пищеварения в ротовой полости и в желудке. Сравнивают условия протекания процессов пищеварения в ротовой полости и в желудке. Развивают навыки работы с учебником и дополнительной литературой. Выделяют главное в прочитанном, объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать.
-
Воспитывающая:учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи;
осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке; проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью.Методы и приёмы: 1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником); 2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ); 3. практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа, дидактическая игра).Средства обучения: 1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);3. психолого-педагогические (тесты, дидактические игры).
-
План урока:
-
Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая
деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. Степень познавательной активности учеников зависит от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий.
-
На основе проведённого мной анализа теоретического материала по теме работы, выявлена
необходимость повышения воспитательного потенциала процесса обучения биологии.Для реализации этого нами был разработан комплекс методических условий:1) структурирование курса биологии как системы воспитательных задач; 2) разработка урока биологии воспитывающего типа в 8 классе; 3) подобрана система заданий, направленных на формирование позиции учащегося по отношению к изучаемому предмету. Данную работу я планирую продолжить в следующем учебном году в 9 классе:составить блочный учебно-тематический план с выделением модулей, направленных на реализацию воспитательных задач курса биологии 9 класса, и подобрать методики диагностики сформированности позиции учащегося в процессе преподавания биологии.
-
Методы диагностики сформированности позиции учащегося в процессе преподавания биологии.
1. Приём «Незаконченные предложения».
Рекомендуется для изучения направленности учащихся на различные уровни эмоционально-ценностного отношения к предмету:
- уровень значимости в рамках предмета;
- уровень значимости для себя;
- уровень личностного смысла.
1) В предмете «биология» меня интересуют…
2) На уроках биологии я больше всего люблю заниматься…
3) Изучая предмет «биология», я хотел бы научиться…
4) На уроках биологии я научился…
5) Затруднения в изучении биологии связаны с…
6) Моё отношение к предмету «биология»:…
-
Схема: Уровни формирования моего педагогического опыта.
- Уровни формирования Педагогического опыта
- На уровне содержания
- На уровне самосовершенствования имеющихся методов и приёмов
- На методическом уровне
- Постановка и разработка воспитательных задач курса биологии 8 класса по темам.
- Приспособление технологий воспитывающего обучения к преподаванию биологии.
- Изменение структуры опроса, изложения материала, компьютерные технологии.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.