Содержание
-
Маоу СОШ Ямская и Артемов Алексей, Кочнев Алексей и Коряков Юрий Подруководством Семеняк Елены Викторовны
-
Проект на тему : «Как избежать умственных перегрузок в процессе обучения?»
-
содержание
Школьные перегрузки. Свойства и особенности памяти. -Основные процессы и механизмы памяти. -Методы, применяемые для лучшего запоминания. -Тренировка памяти. Режим дня. -Правильная организация активной работы, сна и отдыха. -Активный отдых, спорт. -Тайм-менеджмент 4. Продукты, улучшающие память
-
Чем вызваны школьные перегрузки
Ограничение времени на уроке при выполнении проверочных работ Высокие требования к скорости чтения и письма Завышенные ожидания и требования родителей Необходимость запомнить большое количество информации И другое
-
Как определить, что учащийся перегружен?
Быстрая утомляемость, раздражительность, плаксивость Нарушение сна Постоянные, в том числе необоснованные, жалобы на головные боли, боль в животе и др. Ухудшение почерка, увеличение исправлений, глупых ошибок Усиление нарушений со стороны нервной системы если такие наблюдались раньше
-
Как сделать нагрузку разумной
При необходимости пройти обследование и курс лечения у врача Определить оптимальный режим дня Учесть особенности биоритмов в разное время суток Важно адекватно оценивать способности ребенка, учитывать его интересы Выход в овладении методами активной переработки информации, современными способами познания
-
Основные процессы и характеристики памяти
Объем Быстрота запечатления Точность воспроизведения Длительность сохранения Готовность к использованию сохраненной информации
-
Механизмы памяти
Чтобы запомнить как можно лучше, надо обязательно ставить такую цель Цель должна быть конкретна (от этого зависит механизм запоминания): запомнить только суть, запомнить дословно или точно запомнить последовательность фактов Запоминание, включенное в деятельность, оказывается наиболее эффективным
-
Можно сравнить два способа запоминания материала – осмысленное и механическое. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов – всего 20%,а в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней. Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.
-
Осмысление материла может достигаться:
Выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана (установлено, что учащиеся, составляющие план при запоминании текстов, обнаруживают более прочные знания, чем те, которые запоминали без плана ) Выделением смысловых опорных пунктов Сравнением, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями Решением задач и примеров в соответствии с правилами Методом повторения и воспроизведения и др.
-
Методы активного запоминания
Метод ключевых слов: применяется при запоминании больших по объему текстов; запоминаемый текст разбивается на разделы, в каждом из разделов выделяется минимальное количество ключевых слов, которые необходимо логически связать между собой и запомнить Метод повторения И.А. Корсакова -необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия - промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять - количество повторений должно выбираться с некоторым запасом
-
Комплексный учебный метод: текст разбивается на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором- повторяются первые части и заучивается следующая и т.д. МЫ ЗАПОМИНАЕМ ЛУЧШЕ: -ту информацию, которой мы постоянно пользуемся -то, что мы воспринимаем в определенном контексте -то, что нам приятно или неприятно (вовлечены наши эмоции и это повышает концентрацию внимания) - Прерванные действия (т.к. их приходится возобновлять)
-
Законы памяти
Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить.Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так и сознание человека не сохранит туманных впечатлений. Поскольку впечатления напрямую связаны с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания. При пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. Эмоционально окрашенный сложный материал запоминается лучше, чем простой, но безразличный.
-
-Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений. -Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяет человеку сконцентрировать свое внимание , а следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации. -Для лучшего запоминанияматериала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае информация лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
-
-Четкое зрительное впечатление очень прочное Однако комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств , позволяют запечатлеть в сознании материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным, и слуховым. -Повторение подряд заученного материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Например, Р.Бертон, переводчик «Тысячи и одной ночи», говорил на двадцати семи языках , как на своем родном. Однако он признавался, что никогда не изучал язык и не практиковался в нем дольше пятнадцати минут подряд, «потому, что после этого ум утрачивает свежесть».
-
КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПАМЯТЬ
1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти: "Каскад слов" 2. Упражнение на развитие зрительной памяти 3. Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова 4. Игра на развитие памяти: "Я положил в мешок" 5. Игра: «Я — фотоаппарат» 6. Приемы, помогающие запоминанию
-
Примерный режим дня
Подъем 7.30. Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.30-8.20. Утренний завтрак 8.20-8.40. Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 8.40-8.50. Занятия в школе 9.00-12.30. Горячий завтрак в школе около 11 ч. Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-14.20. Обед 14.30-14.50.Послеобеденный отдых или сон14.50-15.30 Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе 15.30-16.30 Полдник 16.30-16.45. Приготовление домашних заданий 16.45-18.45 Прогулки на свежем воздухе 18.45-20.00. Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) 20.00-22.00
-
Активный отдых
Крупнейшим Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения — они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например движения, вызывает возникновение возбуждения в ранее не работавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозной процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются. Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение
-
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха. 2. Регулярный прием пищи. 3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну. 4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур. 5. Определенное время для приготовления домашних заданий. 6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
-
Управление временем - тайм менеджмент
Составляйте списки. По возможности записывайте все свои дела. Всегда носите с собой ежедневник или записную книжку. 2. Используйте время вынужденного бездействия. Планируйте свои дела, передвигаясь пешком или на машине, принимая душ или в другое незанятое время. Обдумывайте свои планы на текущий или следующий день. 3. Поощряйте себя. Выполнив какое-либо дело (особенно важное) выделите время, чтобы вознаградить себя за труды.
-
4. Концентрируйтесь на одном деле. Человеческий мозг работает более эффективно, когда он сосредоточен на чем-то одном. 5. Старайтесь не откладывать дела под разными предлогами. Пытаясь повысить результативность деятельности и сэкономить время, старайтесь избегать промедления, этого главного врага продуктивности. 6. Устанавливайте свои сроки выполнения задания. Никто не любит соблюдать сроки выполнения работы, вызывающие стресс, ухудшающие настроение, усиливающие беспокойство и напряжение. Надежный способ устранения части этих переживаний - установление своих более ранних сроков выполнения. Будьте реалистичны, но требовательны к себе. Поставьте перед собой задачу и, согласно совету 3, вознаградите себя после завершения трудного испытания. .
-
7. Перекладывайте обязанности. Довольно часто люди берут на себя больше, чем могут выполнить. Переоценка своих способностей (может быть и не плохое качество) часто приводит к переутомлению и избыточной загрузке человека работой. Чтобы избежать ненужного напряжения, не бойтесь перекладывать дела на других. 8. Заведите ежедневник. В суматохе повседневной жизни мы часто забываем о важных делах. С помощью ежедневника можно структурировать отдаленные планы и рационализировать текущие дела. Всякий раз, когда подумаете: «Почему я сейчас занимаюсь этой работой? Я мог быть сидеть дома и смотреть сериал «Остаться в живых», просто посмотрите в свой ежедневник и вспомните о том, что нужно заплатить по ипотечному кредиту или накопить денег на обучение детей в колледже. Пересматривайте свой ежедневник ежемесячно, чтобы вовремя выполнять намеченное.
-
9. Работайте в группе. Этот совет действует вместе с советом №7. Некоторые люди бояться перекладывать часть своих обязанностей на других, что является прекрасным способом увеличения средней результативности работы членов группы. Убедитесь, что все члены группы понимают задачи и знают, кто несет ответственность за их выполнение 10. Старайтесь не переутомляться. Переутомление происходит, когда ваше тело и разум больше не могут справляться с непосильной работой. Не пытайтесь заставить себя сделать невозможное. Выделяйте время как для важных дел, так и для отдыха и размышления. Обдумайте свои недавние достижения и удостоверьтесь, что вы чувствуете себя хорошо. Анализ и размышление - один из лучших способов приобрести уверенность в своих силах, а значит и высокую работоспособность.
-
Продукты, улучшающие память
Особенно необходимы клеткам мозга для поддержания хорошей памяти: Ненасыщенные жирные кислоты. Из них состоит треть мозга. Если их недостаточно, клетки мозга, нейроны, плохо работают и даже могут совсем стереть воспоминания. Благодаря этим кислотам лучше циркулирует кровь, а значит, больше питательных веществ попадает в клетки. Поставщики "хороших" жиров - рыбий жир и некоторые растительные масла: подсолнечное, соевое, рапсовое, оливковое, а также орехи и семечки. Жирное мясо, маргарин поставляют, наоборот, "беспамятный" жир.
-
Углеводы. Они дают глюкозу - "топливо" нейронов. Так называемые медленные углеводы Вы получаете из круп, овощей (кроме свёклы и моркови). Эта еда приносит умственную и физическую энергию не быстро, зато надолго - возможно, на целый день. Такая пища предпочтительнее, чем "быстрые углеводы": сахар, сладости, чипсы, изделия из высокосортной муки. Последние дают более быстрый подъём энергии, и затем наступает слабость, в том числе памяти. Не только в скором "откате" коварство "быстрых углеводов": при их переваривании тратятся витамины группы B, крайне важные для мозга.
-
Белки (протеины). Они содержат необходимые нервам и мозгу аминокислоты. Рекомендуются рыба, злаковые и бобовые культуры: бурый рис, чечевица, красная фасоль. Витамины. Витамины группы В - лидеры подпитки мозга и нервной системы. Они играют главную роль в процессе запоминания, нужны постоянно. Мало того, они необходимы для правильного обмена белков. Витамин Е необходим для энергообеспечения и (вместе с витамином А) защиты клеток, в том числе мозга, для жирового обмена. Он даже может, например, замедлить потерю памяти при болезни Альцгеймера.
-
Макро- и микроэлементы. Наиболее важны для памяти железо, магний, необходимый для эмоционального равновесия и концентрации внимания, цинк. У вас превосходная память? Замечательно! Именно поэтому стоит поддержать Вашу память в таком же великолепном состоянии. Вы находите свою память обычной, средней? Тем более следует подкормить её и постоянно тренировать. Ваша память в плачевном состоянии? Память при определённых усилиях восстанавливается!
-
Чтобы избежать умственных перегрузок,в процессе обучения нужно:
выяснить, есть ли у тебя перегрузки; определить хронические они или единовременные и, исходя из этого, составить режим дня, оптимальный для каждого дня недели; изучить несколько методов активного запоминания и стараться их применять в жизни, на уроках, при подготовке к занятиям; систематически тренировать память, используя и учитывая законы памяти; помнить, что лучший отдых – это активный отдых; организовать здоровый сон, после которого чувствуешь себя свежим и полным сил идти в ногу со временем и учиться им управлять, освоив тайм-менеджмент;
-
Благодарим за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.