Содержание
-
Конспект родительского собрания“Детские капризы”.Средняя группа №3.
Подготовили и провели Евсеенкова Е.Е. Зорина Г.Е.
-
Подготовка к собранию:
Анкетирование родителей. а) Анкета № 1 . Перед тем, как выбрать тему родительского собрания, родители были опрошены на предмет интересующих их тем. 56% респондентов интересовала именно тема ”Капризы”. б) Анкета №2. Вопросы анкеты направлены на выявление отношения каждого родителя к капризам своего ребенка. Как по-вашему, почему ребенок бывает капризным? Каковы, на Ваш взгляд , главные причины возникновения истерик у ребенка? В чем проявляются капризы Вашего ребенка? Как Вам удается преодолевать капризы? Чего, по-вашему, нельзя делать, если ребенок плачет, капризничает? О чем Вы хотите услышать на собрании по данной теме, какие вопросы Вас интересуют? 2. Оформление плакатов. Первый плакат со словами Ж.Ж.Руссо:” Знаете ли Вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа”. Второй плакат с высказыванием К.Д. Ушинского :” Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его”. Оформление стенгазеты”Как мы готовились к родительскому собранию” ( Включает в себя фотоматериалы с изображением детей в процессе выполнения творческих работ: рисунков, аппликаций ). Изготовление красочного приглашения на родительское собрание. (Оригами “Кошка с котятами”- творческая работа детей). “Уважаемые родители Если Вы не хотите видеть своего ребенка капризным, если у Вас есть опыт по преодолению капризов у малыша, тогда ( дата) мы надеемся на встречу со всеми членами Вашей семьи.
-
На собрании Вас ждет: Встреча за круглым столом –доброжелательный, откровенный разговор на тему “Детские капризы”. Копилка полезных советов “острое блюдо”. За чашкой ароматного чая- сюрпризные моменты.” 4. Оформление выставки “Дети рисуют “ капризку”. Использование данных детских рисунков в практической работе с родителями. Оформление карточек с высказываниями великих людей, с пословицами, посвященными воспитанию. Оформление красочных памяток с фотографиями детей “ Как преодолеть капризы”. Подготовка музыкального материала. Ход собрания. Звучит музыка. На столах, расставленных по кругу, выставлены карточки с именами, отчествами родителей, памятки, фишки красного , желтого, синего цветов, а также – листы бумаги, карандаши. Вступление. Песня “От улыбки”(муз. Шаинского, сл. Пляцковского): От улыбки хмурый день светлей От улыбки в небе радуга проснется Поделись улыбкою своей И она еще не раз к тебе вернется. И тогда наверняка вдруг запляшут облака. И кузнечик запиликает на скрипке. С голубого ручейка начинается река. Но а дружба начинается с улыбки.
-
Да, действительно “от улыбки хмурый день светлей”, а от улыбок наших детей он расцветает всеми цветами радуги. Но всегда ли так бывает? Не омрачаются ли наши радужные дни детскими капризами, упрямством, истериками. А ведь во многом это зависит от нас – взрослых. Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера- об этом пойдет наш разговор за круглым столом, в ходе которого мы постараемся разобраться в причинах появления столь неприятных нарушений в поведении ребенка. 2. Основная часть. Как часто на самое обычное предложение- помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки – ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением ( упрямится), либо бурным протестом ( капризничает)? Приветствуются ответы родителей. Каприз ( фр. –прихоть, причуда) – стремление детей, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент. Капризы обычно сопровождаются плачем, криком , топаньем ног, разбрасыванием подвернувшихся под руку игрушек. Подчас капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы. Например, вдруг хочет молока, которого в доме нет, или он хочет ехать на грузовом лифте, а пришел обычный, или идти в детский сад с мамой, а не с бабушкой. У некоторых детей это встречается настолько часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако, считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Да, действительно, в раннем детстве дети чаще склонны к капризам. У них ярко выражены процессы возбуждения: они несдержанны, не могут совладать со своими эмоциями. Им просто напросто не хватает мыслительных навыков, чтобы обобщить свои переживания. Часто капризы и упрямство заменяют ребенку неумение объяснить свое желание, в силу неразвитости речи.
-
Вспомним, что ребенок, находящийся в колыбели, криком подает сигналы о том, что ему пора сменить пеленки, что он голоден- это еще не есть собственно капризы. Но если потребности ребенка удовлетворяются не вовремя, он привыкает криком требовать удовлетворение своих потребностей, что является предпосылкой для капризов. Капризы детей в более старшем возрасте ( часто 2-3 лет , реже 4-5 лет )тоже имеют свои причины. Чаще всего это: Неудовлетворение естественных потребностей ( голод, усталость, сонливость); Ощущение физического дискомфорта ( холодно, жарко, тесная обувь, одежда, неудобная постель); Капризы могут быть предвестниками болезни (малыш ощущает физическое недомогание, просит то одно, то другое , но ничего не облегчает боль, поэтому плачет и капризничает); Капризы могут быть и в период выздоровления ( ребенок за время болезни привыкает к повышенному вниманию и не хочет от этого отказываться); Обилие новых впечатлений или их перенасыщение. Пример из практики: Сережа часто остается вечером вдвоем с бабушкой. Основное его занятие в это время – смотреть все телевизионные передачи. Только возвращаясь поздно вечером домой родители укладывают его спать. Мальчик, перевозбудившись, долго не засыпает, хнычет. Ночью спит неспокойно, утром с трудом встает. В детский сад приходит хмурым, невеселым, ест плохо, капризничает, с детьми ссорится. Детский ум, воображение нельзя перегружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не принесут ребенку тех удовольствий, на которые рассчитывают взрослые. Не говоря уже о получении совершенно ненужной информации из телевизионных передач. Может кто-то сталкивался с капризами, вызванными перечисленными причинами?
-
Но все же самой распространенной причиной ,особенно в среднем возрасте (как у наших детей) и далее в старшем, является неправильное воспитание детей, неправильное поведение родителей. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования . Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, “только бы он не расстроился, не заплакал”, то последствия такого воспитания – обычная капризность, избалованность, вседозволенность. Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно вынужденный , но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, но с еще большей силой. Мини-итог: Итак, по мере роста ребенка и развития его сознания капризы и упрямство начинают приобретать преднамеренный характер, становятся привычным способом достижения цели. Музыкальная пауза. 3. Практическая часть. Давайте разберем на конкретных примерах некоторые ситуации и подумаем, как взрослые должны в них поступать. Мама пришла домой с 4-летней Наташей. Девочка громко требует:“Хочу на улицу! Хочу еще погулять!! Хочу кататься на качелях!” Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мама кидается к ней, старается поднять Наташу, у нее не получается. Мама сама чуть не плача, продолжает уговаривать свою дочь . Ваше мнение, родители? Как в такой ситуации поступили бы вы? Какие ошибки были допущены взрослым ?
-
Вывод: В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку- он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя. Правильным было бы уйти в другую комнату, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние! Надо иметь ввиду, что такие бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих. Если малыш постоянно будет убеждаться, что его вопли не волнуют окружающих и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет. Вот другая ситуация: Миша бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Миша кричит громче, ногами стучит сильнее, слезы катятся быстрее. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает не надолго, и она говорит папе :”Ну, ладно, давай уступим”. А Мише только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Что можно сказать про эту ситуацию? Вывод:Прежде всего родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. (Обратите внимание на высказывание Ж.Ж.Руссо). Очевидно, что демонстративное поведение Миши было рассчитано именно на маму. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую не дает мама, надо идти к деду, что гулять надо с папой, потому что он купит “запрещенные”чипсы. А если устроить истерику бабушке, то получишь все и немного больше. Необходимо выработать единые требования к ребенку у всех членов семьи! Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Необходимо дать ребенку понятие “нельзя”. Если мы видим, что ребенок сует пальцы в розетку или пытается включить плиту- мы строго , четко и безапелляционно говорим:“Нет!”- мы понимаем, что это опасно. Так почему же мы не можем так же четко сказать “нет” в какой-то другой ситуации, быть может не такой опасной, но все же непозволительной.
-
Были ли у вас схожие ситуации? Как вам удавалось успокоить ребенка? Поделитесь, пожалуйста своими секретами, своими приемами? Музыкальная пауза. 4. Работа с памятками. На ваших столах памятки. Прочитайте их пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему? Помогут ли вам эти советы в преодолении капризов у детей? Памятка “Как преодолеть капризы” Причины капризов: Нарушения режима дня Обилие новых впечатлений Физический и психический дискомфорт (холод, голод, неудобная одежда, сонливость и т.п.) Плохое самочувствие Неправильное поведение взрослых Преодолеть капризы можно если: Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку. Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова”нельзя” Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности. Обобщение:Если родители будут следовать первым двум пунктам, малыш хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя- это нельзя, а надо - это надо. Родители должны научить ребенка хотеть что-то конкретное и прилагать собственные усилия , чтобы удовлетворить свои собственные желания. Если капризный ребенок занят совместной деятельностью со взрослым, он забывает капризничать. Важно незаметно помогать ребенку , не давая угаснуть интересу, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам. (убирает игрушки, накрывает на стол, стирает носочки).
-
5. Самоанализ. У вас на столах лежат фишки трех цветов. Мы будем зачитывать пункты из общепринятых правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители поднимают фишку красного цвета, если не всегда- желтого, если не выполняются – синего. Не нарушать режим дня Иметь в семье единые требования к ребенку Не устраивать конфликты между взрослыми при ребенке Развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности Быть примером для своего ребенка Поощрять ребенка за хорошие поступки и действия Не оставлять без внимания отрицательный поступок ребенка Воспитывать у ребенка культуру поведения Приучать ребенка заботиться о младших и старших в семье Вывод: Все эти правила безусловно важны, и мы надеемся, что вы будете руководствоваться ими при воспитании своих детей! 6. Острое блюдо. Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в “Киндер-сюрпризы” раздаются родителям под музыку. Отвечают по желанию ( на ответ 1-3 мин.) , если вопрос достался родителю, не желающему отвечать, то он вправе передать вопрос дальше. Капризы часто сопровождаются плачем. Как вести себя с плачущим ребенком? Как его успокоить? Например: ребенок просит купить игрушку, которую вы купить не можете. ( Успокоить можно. Отвлекая внимание, но не прямолинейно: смотри, там собачка, а с выдумкой: достать что-то неожиданное из кармана). Ребенка уговаривают спеть или рассказать стихотворение. Все на него смотрят, ждут, а он только ниже опускает голову и молчит. “ Вот упрямец!”- раздражается мама. Оцените данную ситуацию. Ребенок только что построил замок из конструктора, а ему уже пора спать. Как поступить? Какие предметы в доме могут стать “волшебными” помощниками, помогающими преодолеть детские капризы?
-
7. Высказывания великих людей. На каждом столе лежат карточки с пословицами, высказываниями великих людей по теме воспитания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждой карточки. “Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”. А.С.Макаренко - советский педагог “Воспитание- это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде поступок, действие, пример”. А. Маркуша - писатель “Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.” Сюньцзы - китайский философ “Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.” Я.Коменский-основоположник педагогики “Из всех творений самое прекрасное- получивший прекрасное воспитание человек.” Эпиктет - древнегреческий философ Учи жену без детей, а детей без людей. Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети. Отец не научил – чужой дядя не научит. Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься. Детки хороши- отцу и матери венец, Худы – отцу и матери конец.
-
8. ОКНО - очень короткие новости. Мы хотим дать вам несколько рекомендаций по проведению вечера в семье. Они составлены с учетом последних исследований в области психологии и детской педагогики. Острые этические разговоры с ребенком не переносите на позднее время. Не давайте перед сном ребенку кофе, крепкий чай, острые блюда. Укладывайте ребенка в одно и то же время, но не позже 21 часа. Не рассказывайте перед сном страшных историй, не смотрите остросюжетные фильмы. Не разрешайте конфликты взрослых при детях. Не допускайте перевозбуждение ребенка. Сочиняйте и рассказывайте ребенку перед сном сказки о том, какой он умный, добрый, некапризный, вежливый. 9. Слово-эстафета. Родители должны продолжить начатое воспитателем предложение: “ Мой ребенок вырастет воспитанным человеком, если я …..” Для большей организованности предложить родителям передавать друг другу небольшой предмет. 10. Выполнение практических заданий. Ознакомить родителей с рисунками их детей на тему : ” Рисуем “Капризку”. Под каждым рисунком – комментарий ребенка. Звучит музыка ” От улыбки”. Предложить родителям найти рисунок своего малыша. Предложить родителям самим нарисовать своего ребенка. (В дальнейшем сделать альбом с данными работами). 11. Подведение итогов. Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы, а значит помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимание разумной любви. В заключении определяем тему следующего собрания, сроки его проведения. А также предлагаем родителям ответить на вопросы анкеты , раскрывающие положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания. Чаепитие.
-
Уважаемые родители!Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.Нам очень хочется с учетом ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.
Что побудило Вас придти на родительское собрание _______________________________________________________________ Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей семьей? Почему? _______________________________________________________________ Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии, в разговоре? Почему? _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 4. Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения родительского собрания. ______________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Какие темы родительских собраний вас интересуют? _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ Благодарим Вас за помощь!
-
Уважаемые родители! В целях эффективности проведения родительского собрания просим вас ответить на следующие вопросы.
Как по-вашему, почему ребенок бывает капризным?___________________________________________________________________________________________ Каковы, на Ваш взгляд , главные причины возникновения истерик у ребенка?_____________________________________________________________________________________________ В чем проявляются капризы Вашего ребенка?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как Вам удается преодолевать капризы?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Чего, по-вашему, нельзя делать, если ребенок плачет, капризничает?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ О чем Вы хотите услышать на собрании по данной теме, какие вопросы Вас интересуют?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Большое Спасибо за сотрудничество!
-
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если Вы не хотите видеть своего ребенка капризным, если у Вас есть опыт по преодолению капризов у малыша, тогда31 марта в 17.00 мы надеемся на встречу с Вами. На собрании Вас ждет: Доброжелательный, откровенный разговор на тему “Детские капризы”. Копилка полезных советов “острое блюдо”. За чашкой ароматного чая- сюрпризные моменты.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.