Содержание
-
Коррекция оптической дисграфии у младших школьников c легкой умственной отсталостью Учитель-логопед высшей квалификационной категории Кузькина Л.Е. ГБОУ школа VIII вида Санкт-Петербург
-
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. По данным М.Е.Хватцева, Д.И.Орловой, В.В.Воронковой, нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов (В.В.Воронкова, Е.М.Гопиченко, Е.Ф.Соботович, К.К.Карлеп, Д.И.Орлова).
-
Оптическая дисграфия- это вид дисграфии, который обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций:>зрительного гнозиса> зрительного мнезиса>зрительного анализа и синтеза >пространственных представлений
-
Виды оптической дисграфии:
Литеральная - проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. Вербальная - воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
-
Ошибки:
> Замены букв, состоящих из разного колличества одинаковых элементов:и - ш, ц - щ, п - т, л -м. > Замены похожих, но по разному расположенных в пространстве элементов букв, что приводит к замене этих букв:в- д, б- д, ш – т. > Недописывание элементов букв (ивместоу). > Зеркальное изображение буквЕвместоЗ и т.д.
-
-
-
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И УЗНАВАНИЯ (ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА)
-
Узнать предметы по контурам
-
Узнать недорисованные предметы
-
Узнать перечеркнутые изображения
-
Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга
-
Определить, что неправильно нарисовал художник
-
Узнавание предметов по тени
-
Подбор картинок к определенному цветовому фону
-
Форма
-
Размер
-
Собери картинку
-
ИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО МНЕЗИСА (ПАМЯТИ)
Игры и упражнения: «Чего не стало?» «Что появилось?» «Запомни и найди» «Что изменилось?» РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО МНЕЗИСА (ПАМЯТИ)
-
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
-
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ
-
Воспроизведение зеркального изображения фигуры (картинки)
-
Матрицы Равена
-
Кубики Косса
-
Развитие пространственных представлений
> Ориентировка на собственном теле. Как усложнение проба Хеда. > Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе. > Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку. > Определение пространственных соотношений между 2 – 3 предметами. > Определение пространственного расположения фигур и букв.
-
БУКВЕННЫЙ ГНОЗИС
-
Аналогия графического образа
-
Найти букву среди ряда других букв А О М А А У О М А У О М О А У О М А У О М О М А С У О М А У У Х У О М А С У М О
-
Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом А Б Ё Ж М И
-
Определить букву в неправильном положении а л Ы Э Е У С Ю З
-
Обвести контурные изображения букв
-
Выложить буквы из различного материала
-
Выделить буквы, наложенные друг на друга
-
Дописать букву
-
Литература
Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.М.: ВЛАДОС, 1997. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2005. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. - СПб.:Детство-Пресс, 2008. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: Каро, 2005. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у младших школьников. – М., 1983. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие/Под ред. Л. С. Волковой. Елецкая О.В. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у дошкольников на логопедических занятиях / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбаческая // Дошкольная педагогика. – 2005.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.