Содержание
-
Характеристика и логопедическая коррекция оптической дислексии
-
Характеристика оптической дислексии
-
Дислексия– частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленная несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.
-
С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.Е. Левина выделяет оптическую дислексию, которая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Р.Е. Левина считает, что Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, 3 — В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т — Г, Ь— Р, Н — П — И). Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. С точки зрения О. А. Токаревой, При оптической дислексии отмечается неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным ее образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается частое смешение и букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении (вербальная дислексия). По мнению М. Е. Хватцева, Оптическая дислексия проявляется в том, что буквы не осознаются как обобщенные знаки определенных фонем. Таким образом, нарушение формирования представлений о связях фонемы с графемой отмечается и при фонематической, и при оптической дислексии У детей с оптической дислексией, как полагает Хватцев М.Е., наблюдаются нарушения зрительного восприятия и вне речи. Некоторые из них с трудом различают знакомые лица, сходные предметы, плохо рисуют. При поражении правого полушария наблюдаются трудности при чтении левой части слова (Маша—каша), зеркальное чтение, слово прочитывается справа налево, отмечаются перестановки букв и слов при чтении.
-
При оптической дислалии Наблюдается некоторое нарушение оптико пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмечаются неточности, еще больше ошибок отмечается при рисовании по памяти. В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии по сравнению с образцом. Выявляются трудности узнавания букв не справляются с добавлением недостающих элементов буквы затруднения в определении пространственных соотношений может наблюдаться зеркальное чтение. наблюдаются нарушения зрительного восприятия, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, недифференцированность оптических образов букв.
-
логопедическая коррекция
-
проводится работа в следующих направлениях:
а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного; б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; в) формирование пространственного восприятия и представлений; г) развитие зрительного анализа и синтеза; д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
-
целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:
Назвать предметы по их контурам. Назвать недорисованные предметы. Назвать перечеркнутые изображения. Определить, что неправильно нарисовал художник. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры). Подбор картинок к определенному цветовому фону.
-
В процессе работы по развитию буквенного гнозиса предлагаются следующие задания:
1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления). 2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом. 3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. 4. Определить букву в неправильном положении: 5. Обвести контурные изображения букв. 6. Дописать букву.
-
С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:
1. Запомнить 4-5 картинок, а затем найти их среди других 8-10. 2. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других (8-10). 3. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.
-
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
1) ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей; 2) ориентировку в окружающем пространстве.
-
При устранении оптической дислексии проводится работа и по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания: 1. Написать определенные буквы справа или слева от вертикальной линии. 2. Положить кружок, справа от него - крестик, слева от крестика поставить точку. 3. Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - круг. Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него - крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника- кружок, выше треугольника поставить точку и т.д.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.