Содержание
-
«Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования»
Составитель: Фоменко Светлана Сергеевна, учитель начальных классов , МАОУ « Средняя школа №36»
-
«Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь». Гиппократ
-
Десегрегация- расширение доступа к образованию (wideningparticipation); Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление);Мэйнстриминг (mainstreaming);Инклюзия (от англ. inclusion – включение).
-
Барьеры для инклюзивного образования:
• Отсутствие гибких образовательных стандартов. • Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка. • Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии. • Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса. • Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ . • Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных педагогических ставок.
-
Интегрированное обучение– обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов.
-
Цель интегрированного обучения – создание в образовательном учреждении оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ соответствующих образовательных программ, оказание коррекционной помощи по преодолению отклонений в развитии, формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблеме лиц с особыми образовательными потребностями, успешная социальная адаптация учащихся.
-
Цели и задачи государственной политики в области интегрированного образования:
Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на получение общего образования , на доступ к информационным и в целом жизненным ресурсам окружающей среды Повышение социокультурной самостоятельности детей и подростков с ОВЗ Создание системы непрерывного интегрированного образования детей с ОВЗ через организацию в ДОУ, общеобразовательных школах, техническом , профессиональном и высшем образовании «интеграционной среды», благоприятных условий.
-
Цель деятельности образовательного учреждения в условиях интеграции – дать всем учащимся возможность полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.. Задачи:-создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.-организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса интегрированного образования через взаимодействие диагностико -консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.-мониторинг эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения.-преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность.-постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности.-охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей.-социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностямиизменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
-
Задачи социальной интеграции:
Создать условия, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ реализовать себя, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми. Помочь окружающим адекватно воспринимать детей с ограниченными возможностями, обеспечивать им равные со здоровыми детьми возможности. Методологической базой интеграции детей является принциправных прав и возможностей в получении образования.
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
-
ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)ООП НОО - основная образовательная программа начального общего образованияОО - общеобразовательная организацияАООП - адаптированная основная общеобразовательная программаПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образованияПАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программаСИПР- специальная индивидуальная программа развитияПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссияПМПк- психолого-медико-педагогический консилиумИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
-
Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:2016-2017 уч.г. - 1 кл.2017-2018 уч.г. - 1 и 2 кл.2018-2019 уч.г. - 1,2 и 3 кл.2019-2020уч.г. - 1,2,3 и 4 кл.
-
Классификация детей с ОВЗ (по классификации В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова )
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие). Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети с задержкой психического развития. Дети с нарушением поведения и общения. Дети с умственной отсталостью. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
-
-
Типичные затруднения у детей с ОВЗ:• отсутствует мотивация к познавательной деятельности;• низкий темп выполнения заданий;• низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);• низкий уровень развития речи, мышления(классификация, аналогии);• низкая самооценка;• повышенная тревожность;• нарушение координации движений;• низкий уровень развития мелкой и крупноймоторики;• трудности в понимании инструкции;• нуждаются в постоянной помощи взрослого.
-
Дети с ОВЗ — это дети с особыми образовательными потребностями, а следовательно, в процессе обучения необходимо:• начать специальное обучение ребёнка сразу же после выявления первичного нарушения развития;• ввести в содержание обучения ребёнка специальные разделы, неприсутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;• индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребёнка;• обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;• максимально раздвинуть образовательноепространство за пределы образовательного учреждения.
-
Ведущим принципом в школе для обучающихся с ОВЗ является коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса. Коррекция (лат. улучшение, исправление) – система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития человека (минимизация дефекта). Принцип коррекционно-развивающего обучения – предполагает слияниекоррекционной работы с учебным процессом.
-
Коррекционно-воспитательная -Предупреждение и исправление искажений в формировании нравственных качеств;-убеждений взглядов , содействие социализации личности.Коррекционно-образовательная- формирование системы ЗУН (знания, умения, навыки), необходимой для самостоятельной жизнедеятельности- коррекция отклонений развития познавательной функции.Коррекционно-развивающая-развитие всех психических процессов;предупреждение и ослабление отклонений , происходящих в психике, интеллекте , эмоционально-волевой и личностной сфере;- развитие адекватной самооценки , саморегуляции и самоконтроля.
Функции коррекционно-педагогического процесса:
-
направлена на:- создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования;- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся; -социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы
-
Внешние условия –безбарьерная среда:- Вход в школу- Внутреннее пространство школы- Школьная раздевалка- Школьная столовая- Школьный туалет- Спортивный зал- Школьная библиотека- Классные кабинеты- Территория школы
-
Внутренние условия:- уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;- возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;- психологическая готовность к интегрированному обучению.
-
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:-Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.- Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.- Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .
-
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников. - Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
-
Интегрированное (инклюзивное )образование требует поддержки со стороны команды профессионалов:В идеале такая команда состоит из:ПедагогаПсихологаЛогопедаДефектологаТьютораСоциального работникаВрача-педиатраСпециалистов по охране и гигиене труда
-
1) диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК;2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка;3) отслеживание динамики развития ребенка: 4) взаимодействие со специалистами и родителями:5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: 6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.
-
- пояснительную записку;- планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися с ОВЗ;- учебный план;- программы отдельных учебных предметов;- программу коррекционной работы;- программу духовно-нравственного развития;- программу формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий);- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;- программу внеурочной деятельности;- систему условий реализации АООП.
АООП включает:
-
I. Общие сведения - персональные данные ребенка и его родителей.II. Характеристика ребенка.III. Индивидуальный учебный план.IV. Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ .V. Условия реализации потребности в уходе.VI. Внеурочная деятельность.VII. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося.IX. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации.X. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
СИПР включает:
-
Полноценное развитие любого ребенка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития – требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Наш приоритет-чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы он шёл сюда с радостью и не чувствовал себя одиноким и несчастным.
-
В жизни по-разному можно жить,В горе можно и в радости.Вовремя спать, вовремя пить,Вовремя делать гадости.А можно и так: на рассвете встать,И помышляя о чуде,Рукой, обнажённою солнце достатьИ подарить его людям.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.