Содержание
-
Учебно-методическое обеспечение реализации новых ФГОС образования обучающихся с ОВЗ Руководитель Центра специальных форм образования АО «Издательство «Просвещение» Сацевич Сергей Вильевич
-
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ поступающих в школу чрезвычайно велик
Глухие дети Слепые дети Дети с речевыми нарушениями Слабослышащие дети Слабовидящие дети Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) Дети с двигательными нарушениями Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Дети с умственной отсталостью (интеллектуаль- ные нарушения) Различия наблюдаются не только по группе обучающихся с ОВЗ в целом, но и по каждой входящей в нее категории
-
-
-
-
-
Стандарты имеют единую нормативную базу 7 ФГОС ДО ФГОС дошкольного образования 25 ноября 2013 г. ФГОС НОО ФГОС начального общего образования (1-4 кл.) 6 октября 2009 г. ФГОС ООО ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) 17 Декабря 2010 г. ФГОС СОО ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) 15 июня 2012 г. ФГОС НОО ОВЗ ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (срок обучения от 4 до 6 лет) ФГОС ОО УО ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (срок обучения от 9 до 13 лет) Федеральные государственные образовательные стандарты Утверждение в МОиН РФ 19.12.2014 Зарегистрированы в Минюсте 03.02 2015 г. Введение в действие с 01.09.2016 Уровневое образование Не предусмотрено уровневое образование
-
закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование; в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»; определены 4 варианта образовательных программ; снятие «постулата необучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым. ИнновационностьФГОС
-
Обеспечение нормативно-правовой базы полномасштабной интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство страны Описание структуры, условий, планируемых результатов обучения 9-ти категорий обучающихся Гарантируется удовлетворение особых образовательных потребностей – специальная помощь детям с ОВЗ, способным получать образование в условиях инклюзии Гарантируется целенаправленная и систематическая организация взаимодействия (интеграция) обучающихся с ОВЗ со сверстниками без таких ограничений О концептуальных положениях «специальных ФГОСов»
-
Требования «специальных ФГОСов»
к структуре АООП (в том числе соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему); к условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; к результатам освоения АООП.
-
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - совокупность обязательных требований к начальном общему образованию разных групп детей: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра
-
Стандарт учитывает: неоднородность состава обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; наличие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особых образовательных потребностей; необходимость создания специальных условий получения образования, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
-
В ОСНОВЕ ФГОС: деятельностный + дифференцированный подходы: Развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит: от характера организации доступной им деятельности (учебной) в образовательном процессе; разнообразия организационных форм образовательного процесса; индивидуального подхода к каждому обучающемуся с ОВЗ.
-
Структура АООП НОО обучающихся с ОВЗ
пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: программа формирования УУД у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО – базовых учебных действий в соответствии с Приложениями 1–8) на ступени НОО; программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО в соответствии с Приложениями 1–8); программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; программа внеурочной деятельности. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ: учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел
-
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Варианты АООП НОО Не достигается уровень НОО Достигается уровень НОО
-
Варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ
Вариант 1 образование обучающихся с ОВЗ образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения; Вариант 2 образование обучающихся с ОВЗ образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения; Вариант 3 образование обучающихся с ОВЗ образованию здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения; Вариант 4 обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с ОВЗ, не имеющих дополнительные ограничения.
-
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее — ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования На основе Стандарта организация может разработать один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ Реализация АООП НОО может быть организована как совместнос другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях На основе АООП НОО (3 и 4 варианты) при необходимости разрабатываются специальные индивидуальные программы развития (СИПР) В структуру АООП НОО (1 вариант) обязательно включается Программа коррекционной работы (ПКР) ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (далее –Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее –АООП)в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее –организация). ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью АООП разрабатывается на основе Стандарта
-
Общая характеристика структуры АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
включает обязательную часть и часть, формируемую между участниками образовательного процесса в соотношении 70% к 30%; соответствует структуре основной образовательной программы начального общего образования, но содержательное наполнение структурных компонентов изменено с учетом общих и особых образовательных потребностей обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; включает, наряду с программой коррекционной работы, программы коррекционных занятий, номенклатура которых определяется коррекционно-развивающей областью учебного плана, а содержание – особыми образовательными потребностями обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
-
Варианты сроков освоения требований Стандарта обучающимися с легкой умственной отсталостью
-
Структура АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-
Структура учебного плана:
Обязательная часть, которая включает предметные области, каждая из которых представлена определенным набором учебных предметов; Часть формируемая между участниками образовательных отношений (вариативная часть); Коррекционно-развивающая область; Внеурочная
-
Этапы реализации учебного плана
Содержание учебного плана реализуется в 3 этапа: I этап ― (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы; II этап ― 5-9 классы; III этап ― 10-12 классы. Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, совершенствование навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. На III-м этапе решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализациейобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что необходимо для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.
-
I. Обязательная часть учебного плана
-
II. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов
-
III. Коррекционно-развивающая область
Коррекционные курсы (логопедические и психокоррекционные занятия) Ритмика
-
IV. Внеурочная деятельность
направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное. организационные формы: индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т. д.
-
Условия реализации АООП
кадровые: характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе школьного образования финансовые: параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения материально-технические : организация пространства; временного режима обучения; рабочего места; технические средства комфортного доступа к образованию; специальные учебники и рабочие тетради, специальный дидактический материал, специальные компьютерные инструменты обучения
-
Требования Стандарта к предметным результатам освоения АООП
Предметные результаты: самостоятельность использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач
-
Требования Стандарта к личностным результатам освоения АООП
Личностные результаты освоения АООП . включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося, ценностные установки оцениваются на основании применения метода экспертной оценки в форме проведения психолого-медико-педагогического консилиума
-
Запрос педагогов на профессиональную поддержку
-
Замечания на полях…
Апробация ФГОС началась в ситуации отсутствия примерных АООП и неготовности стандарта Стандарт нуждается в редактировании Нужны методические рекомендации по каждому варианту программы Нужно Инструктивное письмо по внедрению ФГОС _ОВЗ Возможность и механизм перехода с варианта на вариант программы необходимо закрепить Идея инклюзии продекларирована, но не обеспечена. (понятие «совместное обучение» многозначно, АОП нет) Повторный срез мониторинга готовности
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.