Содержание
-
Структурное подразделение«Коррекционная педагогика»e-mail: korped-suo@yandex.ru
pptcloud.ru
-
СЕМИНАР «Организация работы учителя - логопеда»
-
Все документы можно разделить на три группы: 1. Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как педагогического работника. 2. Документы, регулирующие собственно профессиональную деятельность учителя-логопеда как сотрудника общеобразовательной школы. 3.Комментарии Профсоюза работников образования и науки РФ.
-
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) Закон РФ «Об образовании» 3. Новый документ! Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 №593
-
4. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") 5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»
-
6. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия» 7. Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений».
-
8. Приказ Минобразования РФ от 07.12.2000 N 3570 Положение «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» 9. Положение «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Приказ МО РФ от 26.06.2000 № 1908.
-
II. ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ СОБСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СОТРУДНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
-
2. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ).
Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». Т.П.Бессонова. - М., АПКиППРО РФ, 2008.
-
Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 №593)
-
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА
Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Л.Н.Ефименкова,Г.Г. Мисаренко « Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» Елецкая, Горбачевская «Организация логопедической работы в школе»
-
Начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в школах нормам. Продолжительность очередного отпуска для учителей логопедов 56 календарных дней Логопедический пункт создается в образовательном учреждении при наличии 5-10 классов I ступени начального общего образования Предельная наполняемость логопедического пункта - не более 25 человек
-
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С 1 по 15 сентября отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в учебном году. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая. С 16 по 31 мая отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1-3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.
-
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся Образец заполнения
-
Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
«____» ___________20__г. Логопед ____________________
-
Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Примечание. Минимальная наполняемость группы – 3 человека
-
Документация
Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт. Журнал обследования устной и письменной речи. Речевые карты на каждого ребёнка. Общий план методической работы на учебный год. Перспективный план работы на учебный год. Ежедневные (поурочные) планы работы на каждую группу учащихся. Конспекты или подробные планы занятий. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников). Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования. Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете. Годовой отчёт о проделанной за учебный год работе (эффективность в %) График работы Расписание занятий
-
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП И ПОДГРУПП
Из числа учеников, зачисленных на логопедический пункт, логопед комплектует следующие группы: с общим недоразвитием речи или элементами общего недоразвития речи (учащиеся l-x классов); с фонетико-фонематическим или фонематическим нарушением речи (учащиеся l-x классов); с нарушением письма, обусловленным несформированностью фонематических процессов (учащиеся 2-х классов); с нарушением письма, обусловленным несформированностью фонематических процессов, общим недоразвитием речи или элементами общего недоразвития речи (учащиеся 2-3-х классов) В группы с общим недоразвитием речи зачисляются учащиеся l-x классов, у которых не сформированы или нарушены лексикограмматическая, фонетико-фонематическая или фонематическая стороны речи и связная речь.
-
Группы с нарушением письма, обусловленным несформированностью фонематических процессов, комплектуются из числа учеников, занимавшихся на логопункте в прошедшем учебном году и оставленных для продолжения коррекционной работы, а также из числа учеников 2-х классов, имеющих указанное нарушение речи и не зачисленных на логопункт в предыдущем учебном году. При необходимости логопед комплектует смешанные группы из учеников 2-3-х классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные тем или иным дефектом речи.
-
На протяжении учебного года на логопедическом пункте занимаются 5-6 групп. Групповая форма коррекционной работы является доминирующей. Подавляющее большинство зачисленных на логопункт должны составлять ученики l-x классов. Необходимо стремиться к тому, чтобы все ученики l-x классов, имеющие нарушения речи, которые мешают успешному усвоению школьной программы, были приняты на логопедический пункт. Если логопеду удастся достичь этого, то количество детей - дисграфиков во 2-х и 3-х классах значительно сократится. Основное внимание логопеда, работающего на школьном логопункте, направлено на предупреждение нарушения письма и коррекцию письменной речи учащихся. Но среди учеников, зачисленных на логопункт в группы с общим недоразвитием речи и нарушением письма, встречаются дети, имеющие фонетические нарушения. Из таких детей логопед дополнительно комплектует подгруппы для работы по коррекции звукопроизношения.
-
График работы логопедического кабинета Понедельник Вторник Среда 13.00 – 17.00 Четверг Пятница
-
Коррекционно-образовательная работа
1. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут 2. Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10-15 минут, между подгрупповыми занятиями - 5-10 минут. 3. Количество рабочих часов в день логопед определяет в зависимости от режима работы школы, от количества групп и подгрупп, от наличия филиала и т.п. 4. Занятия с обучающимися на логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения.
-
Групповые занятия проводятся: - не менее трех раз в неделю - с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи; - не менее двух-трех раз в неделю - с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи; - не менее одного-двух раз в неделю - с обучающимися, имеющими фонетический дефект; - не менее трех раз в неделю - с заикающимися обучающимися. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной – дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия)
-
Расписание занятий логопедических групп на 20___/___ уч. год Логопед:___________________________________
-
Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.
-
РЕЧЕВАЯ КАРТА
-
Годовой план учителя-логопеда
Годовой план работы учителя-логопеда _______________________________________________________ на__________________ уч. год 1.Обследование устной и письменной речи учащихся ______________ с _____________________________________по_____________________________ 2. Комплектование групп с______________по_____________________ 3. Составление расписания с_______________ по___________________ 4. Намечено посетить_________ уроков в_____________ классах; сделать__________ сообщений и выступлений на методических объединениях на темы: _____________________________________________________________________________________ 5. Участвовать в пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей; проводить беседы, лекции, выступления на родительских собраниях на темы: ______________________________________________________________________________________6. Посещать мероприятия по повышению квалификации: лекции ____________________________________________________ курсы _____________________________________________________ методические объединения __________________________________ конференции ______________________________________________ 7. Оснастить кабинет дидактическим материалом и пособиями: _______________________________________________________________ « ______» ___________________200__г. Логопед_____________________________________ Общий план методической работы на учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на который он намечен.
-
Перспективные планыкоррекционной работы для каждой группы учащихся на учебный год составляются после комплектования групп. Если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план. Перед каждым планом указываются номер группы, класс и логопедическое заключение.
-
Поурочные рабочие планыучитель-логопед разрабатывает на основании перспективного плана. Рабочие планы составляются на каждую группу отдельно. Допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп, работающих по одному перспективному плану. Многолетняя практика логопедической работы показывает, что учителям-логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно составлять конспекты или подробные планы занятий, в которых указываются не только этапы занятия, вопросы учителя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более опытные учителя-логопеды вместо конспекта занятия могут составлять его краткий план с указанием цели занятия видов работы.
-
Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму. Слова «Классная работа» после числа не пишутся. Между видами работ на занятии можно пропускать одну строчку, особенно перед и после слоговых, слогозвуковых схем и схем предложений. После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу учеников, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребенка в целом, т.е. его внимательность на занятии, старательность, активность. Большую роль в оценке работы ученика играет умение найти допущенную ошибку и самостоятельно исправить ее. Если ребенок самостоятельно нашел свою ошибку и исправил ее, то ошибку можно не засчитывать. Такой подход к оценке работы учеников имеет большое психологическое и воспитательное значение, потому что дети-логопаты, как правило, получают в классе много неудовлетворительных отметок. С одной стороны, такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы, с другой - дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность. Поэтому учитель-логопед должен обязательно объяснить ученику, за что он ставит ребенку ту или иную оценку. «Два» на логопедическом занятии ставить не рекомендуется. Домашние задания, как правило, не задаются. Рабочие тетради хранятся на логопедическом пункте в. специальных папках по группам. Тетради для проверочных работхранятся отдельно от них. Эти тетради являются дополнением к Речевой карте, поскольку отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.
-
Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения имеютсятолько у тех учеников, с которыми проводится эта работа. В тетради-дневнике логопед отмечает дату проведения занятия, его тему, лексический материал, здесь же записываются задания на дом. Ученики хранят свои тетради-дневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.
-
Cpoки хранения документации
Хранению на логопедическом пункте подлежат: Журнал учета посещаемости логопедических занятий, Журнал обследования устной и письменной речи учащихся, речевые карты обследования устной и письменной речи, тетради для проверочных работ, отчет о проделанной за учебный год работе и паспорт или картотека логопедического кабинета. Журнал учета посещаемости логопедических занятий, речевые карты, копии отчетов за год хранятся на логопедическом пункте до полного выпуска с логопункта всех учеников, занесенных в этот журнал, т.е. не менее двух лет. Столько же хранятся тетради для проверочных работ. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся хранится на логопедическом пункте до окончания школы всеми занесенными в него учениками. Такой длительный срок хранения обусловлен тем, что Журнал обследования устной и письменной речи учащихся является документом, в котором зафиксированы все ученики, прикрепленные к данному логопедическому пункту и имеющие речевые нарушения, и сделаны отметки о принятых по отношению к этим детям мерах. В практике логопедической работы нередки случаи, когда возникает необходимость установить, вовремя ли выявлен тот или иной ребенок, имеющий речевые нарушения, и какая помощь была ему оказана. Поэтому сведения об учениках, имеющих речевые нарушения, должны находиться у учителя-логопеда в течение всего времени, пока эти дети учатся в школах, прикрепленных к данному логопедическому пункту. Паспорт логопедического кабинета или картотека находятся на логопедическом пункте постоянно.
-
ОБОРУДОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА На двери кабинета следует повесить табличку с расписанием работы логопеда, его фамилией, именем и отчеством. Список рекомендуемого оборудования логопедического пункта 1.Настенное зеркало для логопедических занятий (50 х100) 2.Зеркало для индивидуальной работы (9 х 12). 3.Логопедические зонды, шпатели 4.Разрезная азбука (настенная) 5.Кассы букв (индивидуальные) 6.Учебно-методические пособия 7.Настольные игры, игрушки, конструкторы 8.Умывальник 9.Классная доска 10.Шкафы для пособий 11.Стол канцелярский 12.Стулья 13.Комплект «парта-стул» 14.Песочные часы 15.Секундомер 16.Метроном 17.Магнитофон 18. Проигрыватель 19. Набор пластинок 20. Диапроектор (или фильмоскоп) 21. Кодоскоп 22. Экран 23. Видеомагнитофон 24. Компьютер 25. Дискеты
-
Отчёт о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении _________ и результатах обучения в логопедическом пункте за ___________ учебный год
-
Тема самообразования _______________________________________________ ___________________________________________________________________ Участие в окружных, городских мероприятиях ____________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Учитель-логопед ____________________________________________________
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.