Презентация на тему "Мастер-класс для педагогов «Виды проведения рефлексии при организации образовательной деятельности ( занятия)."

Презентация: Мастер-класс для педагогов «Виды проведения рефлексии при организации образовательной деятельности ( занятия).
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Мастер-класс для педагогов «Виды проведения рефлексии при организации образовательной деятельности ( занятия)." по педагогике. Состоит из 25 слайдов. Размер файла 0.28 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    25
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Мастер-класс для педагогов «Виды проведения рефлексии при организации образовательной деятельности ( занятия).
    Слайд 1

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИПКОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН(МБУДО «ЛИПКОВСКИЙ ДДТ»)

    Тема: Мастер-класс для педагогов «Виды проведения рефлексии при организации обр – Тема: Мастер-класс для педагогов «Виды проведения рефлексии при организации образовательной деятельности (занятия).» Выполнила: Педагог дополнительного образования Сёмина Ольга Эйваз - Кызы

  • Слайд 2

    Актуальность: Структура занятия по стандартам обязательно включает в себя этап занятия- рефлексию. 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи образовательной деятельности, поиска средств ее осуществления.2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.              (из ФГОС)

  • Слайд 3

    Цель: создать условия для повышения мотивации коллег к овладению рефлексивной техникой, знакомство с приемами использования техники эмоционального состояния рефлексии на занятиях. Задачи: - Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.- Дать представление о классификации рефлексии.- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

  • Слайд 4

    Итак, что же такое рефлексия?   В современной и классической литературе представлено множество определений термину «рефлексия». Рефлексия–возврат назад. Термин ввёл классик природосообразной педагогики Джон Локи, который дал такое определение рефлексии: «Наблюдение ума за своей собственной деятельностью» По толковому словарю С.И. Ожегова - рефлексия - это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ.   Г.П. Щедровицкий определяет рефлексию, как организованную деятельность, направленную на способы собственного мышления и деятельности, которая предполагает выход из своей позиции и рассмотрение ее со стороны.

  • Слайд 5

    Таким образом, Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние. 1.     Что я делаю? 2.     С какой целью? 3.     Почему я делаю это так? 4.     Каковы результаты моей деятельности? 5.     Как я этого достиг? 6.     Можно ли это сделать по-другому? 7.     Какой вариант лучше? 8.     Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал? 9.     Что я буду делать дальше?  

  • Слайд 6

    Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. Обучение детей рефлексивной деятельности начинается в детском саду и активно продолжается в начальной школе.

  • Слайд 7

    Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности –ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. Задачи рефлексии: сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими; собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым; уйти с занятия с зафиксированным результатом. Рефлексия осуществляется не только в конце занятия, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Важно не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

  • Слайд 8

    Формы рефлексии: Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу) Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения результата в решении поставленной задачи (какую помощь в работе оказал (имя) Обучение детей рефлексии              Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей – предметной и рефлексивной.             Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в деятельность детей, состоит в том, что дети часто не испытывают потребности в осознании своего развития, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности.            Поэтому начинать обучение рефлексии надо с обучения ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Человек учится не только головой, но и сердцем, и всем своим существом. То, что познано таким образом, является подлинным знанием. То, что коснулось лишь головы, остается просто информацией. Задача педагогов сделать для ребенка образование радостным приключением самораскрытия и самопознания.

  • Слайд 9

    Развитие рефлексии в дошкольном возрасте Известно, что эти состояния, согласно возрастной психологии, начинают формироваться в возрасте 7-8 лет. Дошкольный возраст — период неразвитой, спонтанной рефлексии Поэтому о рефлексии в дошкольном возрасте говорить не приходится, тем не менее, формированием предпосылок рефлексии как раз является период дошкольного детства. В пользу этого утверждения свидетельствует открытый Ж. Пиаже феномен эгоцентризма мышления ребенка и его эгоцентрической речи, психологическая сущность которых как раз и состоит в неспособности ребенка соотносить свою точку зрения с точкой зрения других людей, т. е. в его неспособности к децентрации.        В возрасте 2,5 — 3 года наступает кризис «Я сам».  Это значит, что ребёнок становится самостоятельным субъектом и ощущает себя таковым. Он уже усвоил всё, что можно усвоить, функционируя в тандеме мать-дитя. Но полноценной, развитой рефлексии у него ещё пока нет. Он учится функционировать во внешнем мире, осваивая главные смыслы отношений между людьми.  Что касается внутреннего, психического мира, то здесь активность дошкольника обеспечивается, в основном, природными механизмами. Психическая активность дошкольника, направленная на самого себя, является, по своей сути, скорее жизнедеятельностью, чем деятельностью, регулируемой сознанием. В дошкольном возрасте ребенок осознает только сам факт, что он существует, его знания о себе и о своих качествах пока не сформированы.  

  • Слайд 10

    Стремясь быть, как взрослым, ребенок 3-4 лет не учитывает своих реальных возможностей, он склонен переоценивать себя, приписывать себе все положительные качества, которые одобряют взрослые, часто даже не зная, в чем они заключаются. Мальчики больше ориентированы на то, что оценивается в их действиях (деятельности), для девочек важно кто их оценивает и на сколько эмоционально это происходит. Но для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, и мальчики, и девочки, в-первую очередь, должны научиться оценивать других детей, на которых они могут смотреть «со стороны», а для этого требуется время. В возрасте до 4-5 лет у детей слабо развит когнитивный компонент самооценки, в образе самого себя доминирует эмоциональная составляющая, которая отражает глобально-позитивное отношение ребенка к себе.  Одной из основных потребностей, заимствованное из отношения взрослых, которая заложена в основу познавательного (когнитивного) и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях и (или) новых знаниях. Подробно это описано в исследованиях отечественных психологов - М.И. Лисиной, Л.И. Божович, М.П. Денисовой, Н.Л. Фигурина, Н.М. Щелованова.   Л.И. Божович установила, что у ребенка потребность в новых впечатлениях со временем перерастает в познавательную (когнитивную) потребность, а затем, в дальнейшем, является основой для развития других социальных потребностей, таких как общение, дружба, принадлежность к группе, привязанность, помощь и забота. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека.

  • Слайд 11

    Старшие дошкольники, в основном, могут осознать свои достоинства и недостатки, понимать отношение к ним со стороны других детей и взрослых. К 6,5-7 годам соотношение эмоциональной и когнитивной оценок гармонизируется.  С возрастом ребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается их побудительно-мотивационная роль; эмоционально-ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает стабильность. Образовательный эффект рефлексии Рефлексия помогает детям осмыслить получаемые результаты. Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями. Рефлексия –создаёт условия для мотивации на дальнейшую самостоятельную деятельность.

  • Слайд 12

    Способы обучения рефлексии   Устное обсуждение.  Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с воспитанником в течение непрерывной образовательной деятельности. Средства обучения рефлексии Важным ресурсом стимулирования у дошкольников рефлексивной активности может выступать любая творческая деятельность. Важно, чтобы она завершалась обсуждением ее результатов, чувств, которые возникли у детей. Постепенно можно перейти к анализу и обсуждению изменений, которые уловили в себе и своих товарищах дети, включенные в какой-либо творческий контекст. Еще одним важнейшим средством формирования рефлексивности ребенка являются деятельности, связанные с рассуждениями, размышлениями, обсуждениями (дискуссии, задания на завершение сюжета и др.).

  • Слайд 13

    Правила обучения рефлексии. v Рефлексия не должна доставлять ребёнку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает. v Педагог и сверстники не должны оценивать его в этот момент. Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности. v Рефлексия должна быть построена в игровой форме, тогда она составляет содержание специально организованной деятельности. v Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии. vРефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию универсальных учебных действий. Классификация рефлексии:   Рефлексия настроения и эмоционального состояния  Рефлексия деятельности   Рефлексия содержания образовательного материала

  • Слайд 14

    1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале и в конце непрерывной образовательной деятельности (занятий). Основная цель -  установление эмоционального контакта педагога с детьми и детьми между собой (комфортно – дискомфортно). Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно". С 4-х лет благодаря речевому развитию становятся осознанными.

  • Слайд 15

    Посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние.  Здесь рассыпаны шарики, если есть такой цвет, который вы выбрали – то возьмите шарик себе. А теперь расшифруем цвета…   радостное, восторженное настроение;  (оранжевый)   нервозное, возбужденное состояние, агрессия; (красный)   грустное настроение, пассивность, усталость;  (синий)   активность , но при насыщении цвета – беззащитность;(зеленый)   приятное, спокойное настроение; (желтый)  беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;(фиолетовый)   замкнутость, огорчение; (серый)   унылое настроение, отрицание, протест; (черный)   пассивность, беспокойство и неуверенность. (коричневый)

  • Слайд 16

    Игра «Солнышко» Мое настроение похоже на: v солнышко; v солнышко с тучкой; v тучку; v тучку с дождиком; v тучку с молнией.   Игра «Светофор» Дети сигналят карточками: v Зелёной – побольше таких дел; v Желтой – понравилось, но не все; v Красной – дело не понравилось

  • Слайд 17

    Игра «Елочка настроения» Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку. Игра Цветик-многоцветик» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.  

  • Слайд 18

    2. Рефлексия деятельности проводится в течение или в конце непрерывной образовательной деятельности и занятий. Основная цель – определение активности каждого ребенка. Рефлексия деятельности связана с формированием универсальных учебных действий. В ФГОС ДО универсальных учебных действий нет. Игра мое состояние: Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки: Плохо, хорошо, Уверен в своих силах, Комфортно.  

  • Слайд 19

    Игра «Дерево успеха» По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Листики – не совсем удовлетворён.   Игра «Комплимент»  Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором дети оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и воспитателя за работу. Такой вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

  • Слайд 20

    Рефлексия содержания образовательного материала – это основа для формирования универсальных учебных действия, заложенных в государственных стандартах общего образования. Этот вид рефлексии является самым сложным для осмысления в дошкольном возрасте, так как связан с формированием умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, распознавать свои сильные и слабые стороны. Рефлексию содержания проводят в конце непрерывной образовательной деятельности и занятий.

  • Слайд 21

    Эффективен прием незаконченного предложения (клеше): Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: v Сегодня я узнал… v Было интересно узнать… v Было трудно  выполнять… v Теперь я могу решать.. v Я научился… v У меня получилось… v Я смог… v Я попробую сам…

  • Слайд 22

    «Метод пяти пальцев» v Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос в соответствии с выбранным пальцем. v М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии? v Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг(ла)? v С (средний) – состояние духа. Каким было настроение? v У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог(ла)? Чем порадовал(ла)? v Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал(а) для своего здоровья?

  • Слайд 23

    Заключение Рефлексия - это совместная деятельность детей и взрослого. Формированием рефлексивных навыков у детей могут заниматься не только воспитатели, но и родители. Ведь родители – это полноценные участники образовательных отношений и их вклад в образовательный процесс безусловно будет оценен не только педагогами, но и их детьми. В такой совместной деятельности сформируются мотивационные составляющие будущего первоклассника -желание и умение учиться. Именно эти составляющие являются основой для зоны ближайшего развития ребенка в подростковом возрасте и ранней юности.

  • Слайд 24

    Литература:   1. Битянова М. Психологический тренинг как форма развивающей работы. М.,2007 2. Морган, У.П. Ситуативная тревога и результативность деятельности / У.П. Морган, К.А. Эликсон // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. 3. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива / А.Н. Лутошкин. – М.:Знание, 1978. 4.Свешникова Л.В.Рефлексивные техники эмоционального состояния детей/ 2-е изд. Волгоград,2013

  • Слайд 25
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке