Презентация на тему "Рефлексия на уроках ОРКСЭ" 5 класс

Презентация: Рефлексия на уроках ОРКСЭ
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.27 Мб). Тема: "Рефлексия на уроках ОРКСЭ". Предмет: педагогика. 30 слайдов. Для учеников 5 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    30
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Рефлексия на уроках ОРКСЭ
    Слайд 1

    Семинар учителей ОРКСЭРефлексия на уроках

    Составила учитель МКОУ «Гауфская СОШ» Кущенко Г.В.

  • Слайд 2

    «Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Р. Декарт

  • Слайд 3

    Понятие рефлексии

    Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

  • Слайд 4

    Назначение рефлексии

    Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии и развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

  • Слайд 5

    Классификация видов рефлексии

    рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия содержания учебного материала рефлексия деятельности

  • Слайд 6

    Место рефлексии в ходе урока

    Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Цель ученика не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

  • Слайд 7

    Различные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

  • Слайд 8

    Рефлексия настроения и эмоционального состояния

    Эмоционально-цветовая рефлексия Можно использовать прием с различными цветовыми изображениями в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия Какому настроению соответствует какой цвет: красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.

  • Слайд 9

    Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.

  • Слайд 10

    Эмоционально-художественная рефлексия: Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

  • Слайд 11

    Эмоционально-музыкальная рефлексия . Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению

  • Слайд 12

    Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. В помощь учащимся для высказывания предлагается опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.

  • Слайд 13

    Рефлексия содержания учебного материала

    Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы: 1. Прием незаконченного предложения. 2. Прием «Выбор афоризма или пословицы». 3.Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); 4. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным

  • Слайд 14

    Рефлексия деятельности

    Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

  • Слайд 15

    Некоторые приёмы, используемые для реализации данного вида рефлексии. 1. Самооценка активности на каждом этапе урока( например, прием «лестница успеха»).

  • Слайд 16

    Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения тесты, мини-сочинения, письмо другу, схема, таблица, синквейн. Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.

  • Слайд 17

    Приём «Графический организатор» имеет определённый смысл и значение: учащиеся продумывают свои значения, устанавливают связи между ними, образуя тем самым систему знаний. Включается эмоциональная сфера, воображение Гражданин права обязанности

  • Слайд 18

    Коллективная или групповая рефлексия  Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Коллективная учебная деятельность в группе как организационная форма создаёт оптимальные условия для овладения знаниями. 1. Для организации рефлексии в группеможно использовать опорные слова и фразы для высказываний: Помощь, вместе, совет, один, помогли, все, посоветовал, рассказывал, подружились, друг и т. п. . Мы учились вырезать…,Саша мне помог решить…, Многие молчали…, Мы вместе рисовали…,Мы хотели написать… .

  • Слайд 19

    Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму: 1.Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?- делало её более эффективной- тормозило выполнение задания-не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе 2. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? -обмен информацией - взаимодействие - взаимопонимание -были равномерно задействованы все уровни 3. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? -недостаток информации недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.) -трудности в общении

  • Слайд 20

    4. Какой стиль общения преобладал в работе? -ориентированный на человека -ориентированный на выполнение задания 5. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? - в группе сохранилось единство и партнерские отношения -единство группы в ходе работы было нарушено 6. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? -лидер, выдвинувшийся в ходе работы -нежелание наладить контакт большинства участников группы - непонимание задачи, поставленной для совместной работы - сама задача оказалась неинтересной, трудной

  • Слайд 21

    Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

  • Слайд 22

    Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

  • Слайд 23

    Формы кратких опросников для рефлексии. 1.Что интересного было для тебя сегодня на уроке? 2.О чем бы тебе хотелось продолжить разговор по теме урока с твоими близкими? 3. В каких ситуациях вам могут пригодиться новые знания?

  • Слайд 24

    Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что_________________________________________________________ Наиболее трудным мне показалось ___________________________________________________________ Я думаю, это потому, что ___________________________________________________________ Самым интересным было ___________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ___________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее ___________________________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя ___________________________________________________________  

  • Слайд 25

    я познакомился с ...было непросто ...я добился ...у меня получилось ...хотелось бы ...мне запомнилось ...я попробую ...

  • Слайд 26

    Рефлексия: Составьте букет своих впечатлений и пожеланий. На листочке (листья деревьев вырезанные из цветной бумаги) напишите что вам запомнилось, понравилось, показалось необычным, что бы вы хотели пожелать друг другу. Листочки составляются в вазу, выборочно зачитываются.

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    на листе бумаги обведите свою ладошку. каждый палец – это какая- то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. большой – для меня это важно и интересно … указательный - я получил конкретные рекомендации… средний - мне было трудно ( не понравилось)… безымянный – моя оценка психологической атмосферы… мизинец - для меня было недостаточно

  • Слайд 29

    Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого

  • Слайд 30

    Как проводить рефлексию - для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит вам добиваться лучших результатов

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке