Содержание
-
Пути совершенствования современного урока
Змановская Юлия Николаевна, п. Горноправдинск
-
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Поэтому процесс обучения и методика урока должны быть построены так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному их применению на практике.
-
Классно-урочная система
Урок; домашняя учебная работа (самоподготовка); экскурсии; практические занятия и семинарская практика; семинарские занятия; внеклассная учебная работа; факультативные занятия консультации; зачеты; экзамены.
-
1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Задача учителя – мобилизация учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей на уроке. Необходимо: планировать каждый урок (короткие пути к цели), наметить структуру, методику и средства обучения.
-
2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. 1) Наглядность, ТСО, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература (на перемене). 2) Интересное задание (работа с первой минуты). 3) Фронтальная ускоренная проверка: тесты, перфокарты, программирование т т.д. (вместо домашнего задания).
-
3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. 1) Методы и приемы проблемного обучения. 2) Создание на уроке проблемных ситуаций. 3) Самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками, энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами и т.д.
-
Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Для достижения целей урока - оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения.
-
5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. 1) Интенсивность учебного труда многообразие учебно-познавательных действий и операций на уроке. 2) Основное освоение знаний - на уроке . 3) Нет заучивания дома. 4) Вместо заучивания - осмысление, закрепление, выполнение творческого задания, вызывающего интерес.
-
Степень интенсивности учебного труда
мастерство учителя; необходимое оборудование производительность использования каждой минуты урока правильное чередование труда и отдыха подготовка учащихся ; организованность классного коллектива
-
6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. 1) Новый материал задачи и опорные вопросы для усвоения: представления, понятия, законы, формулы, числовые данные и т.д. 2) Цель внутрипредметных знаний – достижение обобщения и систематизации широкого круга знаний. 3) Цель межпредметных знаний – усвоение системы знаний об объектах, изучаемых разными дисциплинами.
-
7. Совершенствование типологии и структуры урока уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.); уроки комплексного применения знаний; уроки обобщения и систематизации; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
-
Виды урока: урок-лекция - анализ ситуаций урок-беседа - устный опрос киноурок - письменный опрос; урок теоретических или самостоятельных практических работ (исследовательского типа) - контрольная работа; зачет; урок – концерт; урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений) - урок – суд; смотр знаний; урок – дискуссия; урок лабораторных работ - урок – аукцион; урок практических работ - урок – конкурс; урок-экскурсия - урок – спектакль; урок-семинар - урок – брифинг дидактическая игра
-
Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-путешествие; урок-спектакль; круглый стол или конференция; исполнение сказочного сюжета; урок-состязание; смотр знаний; пресс-конференция; урок фантазирования; урок взаимообучения; урок-игра; урок открытых мыслей; деловая игра; урок-восхождение; урок-зачет; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН;
-
мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра «Следствие ведут знатоки»; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция: игра «Волшебный конверт»; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; математический хоккей; лекция-провокация; лекция-диалог лекция-конференция.
-
Общие требования: Воспитательные: воспитывать моральные качества; формировать эстетические вкусы; обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями; формировать активное отношение к жизни.
-
Дидактические: обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач; реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях;
-
осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи влияет на ход учебного процесса, корригирует его; анализировать пробелы в знаниях, их причины и находить пути их устранения; приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности.
-
Психологические: контролировать точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования (воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности); отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
-
Гигиенические: соблюдать температурный режим в классе, надлежащие нормы освещения; избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ (перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств).
-
Основополагающее требование к современному учителю – владение современными педагогическими технологиями. Педагогическая технология – научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности, в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.
-
Педагогическая технология должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание – это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога - направить воспитательный процесс в сторону «восхождения» ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия
-
Развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром; характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности; педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям; взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.
-
Таким образом, взаимодействие педагога и учащихся - нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе «учитель- ученик» встречается не так часто.
-
Формирование ребенка как субъекта происходит при положительных: педагогическом общении - направленности на «открытие ученика в общении» через создание психологически комфортных условий для раскрытия его как личности; педагогической оценке - стимулировании деятельности и коррекции отклонений, не воспринимаемая учеником как оценка, а осуществляемая скрытым порядком; педагогическом требовании - приучению к социальной норме.
-
Мастерство учителя на уроке это: умелое владение методикой обучения и воспитания; творческое применение современных педагогических технологий и передового педагогического опыта; рациональное руководство познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
-
Литература: 1.Курсовая работа по педагогике. Пути совершенствования современного урока. 2. Леви В.Л. Искусство быть собой – М., 1977 3. Харченко Т.И Современный урок – структура урока, типы урока, виды урока, анализ урока. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1993 5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М., 1986 6. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения – М., 1984 7. Педагогика. Учебное пособие – М.,1996 8. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников) – М.,1995 9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников – М., 1992
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.