Презентация на тему "Проектирование форм организации теоретического обучения"

Презентация: Проектирование форм организации теоретического обучения
Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.6
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Проектирование форм организации теоретического обучения", включающую в себя 13 слайдов. Скачать файл презентации 0.08 Мб. Средняя оценка: 3.6 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    13
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Проектирование форм организации теоретического обучения
    Слайд 1

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Челябинский государственный педагогический университет»

    тема: Проектирование форм организации теоретического обучения студентов в условиях среднего профессионального образования.  

  • Слайд 2

    План

    Урок теоретического обучения студентов как ведущая форма организации теоретического обучения студентов (ТО). Цели и задачи урока ТО. Типы уроков, их методическая структура, факторы, влияющие на выбор типа и структуры урока ТО. Недостатки традиционного урока. Взаимодействие педагога с формами организации обучения студентов. Внеурочная работа по дисциплинам профессиональной подготовки: экскурсия, домашняя работа, предметный кружок, олимпиада по предмету, учебная конференция. Применение инновационных форм организации обучения студентов в учреждениях СПО. Бинарный урок, уроки в форме комплексных лабораторно-практических работ по специальным дисциплинам.

  • Слайд 3

    1.Урок теоретического обучения студентов как ведущая форма организации теоретического обучения студентов (ТО).

    Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество подготовки. Урок рассматривается как многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) преподавателей и учащихся определённого состава, систематически применяемая на определённом этапе учебно-воспитательного (в определённые отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач образования, развития и воспитания . Под уроком понимается занятие, проводимое преподавателем с группой учащихся постоянного состава и одинакового уровня подготовки. Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учётом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников. Урок остается ведущей организационной формой обучения. Более 300 лет назад Я. А. Коменский в книге «Великая дидактика» описал классно-урочную систему обучения. На протяжении нескольких столетий урок видоизменялся (лекция, лабораторная работа, семинар и т.д.), но оставался удобной формой организации учебного процесса. В уроке взаимодействуют все компоненты структуры учебного процесса. Взаимосвязь этих структурных компонентов происходит благодаря деятельности преподавателя и учащихся. В уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся . Преимущества урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет преподавателю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности учащихся, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. Эффективное использование педагогических средств. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

  • Слайд 4

    2. Цели и задачи урока ТО. Типы уроков, их методическая структура, факторы, влияющие на выбор типа и структуры урока ТО.

    Исходя из общей теории обучения и учитывая передовой опыт работы российской школы, отечественная дидактика формулирует ряд требований к современному уроку.   Требования к структуре урока: - правильно определить цели и тип урока (см. приложение 1); - связать данный урок с предыдущим и последующим; - отобрать и применить оптимальные сочетания различных методов обучения (см. приложение 2); - обеспечить разнообразный обучающий контроль знаний; - продумать систему повторения и закрепления материала; - найти оптимальное место для проверки и подачи домашнего задания.   Требования к подготовке и организации урока: - обеспечить на уроке охрану здоровья, соблюдать гигиену труда, чистоту помещения; - своевременно подготовить к уроку наглядность, ТАВСО и т.д.; - создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно.   Требования к содержанию урока и процессу учения: - урок должен быть воспитывающим; - на уроке должно выделяться главное, существенное (на разных этапах урока в разной форме), наблюдаться систематичность и последовательность в развертывании учебного материала; - объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным для данного ученика (группы учеников, класса); - процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учителя и учащихся доказательными; - в процессе учения надо воспитывать аккуратность, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т.д.   Требования к технике проведения урока: - урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, потребность в знаниях; - необходим полный контакт во взаимодействии учителя и ученика на уроке, педагогический такт; - создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда; - от 4-х до 9-ти раз за урок менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения; - большую часть урока должны оптимально работать учащиеся.

  • Слайд 5

    3. Недостатки традиционного урока

    Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление (Аткинсон Р., 1980; аннотация). Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти". Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний) (см. анимацию). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения.аррвпоапоангоангнгоророншкнроланоарншаншлал

  • Слайд 6

    4. Взаимодействие педагога с формами организации обучения студентов.

    Содержание  образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной  активной деятельности. Эта деятельность, осуществляемая на основе определенных принципов, должна быть рационально организована, вылиться в те или иные организационные формы. Форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи. Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность?     В современной дидактике сложилось  парадоксальная ситуация. Исследователи  отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов  и др.), что даже специалисты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Так в одном из учебных пособий указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинское слово «форма»  означает наружный вид, внешнее очертание». Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления». По мнению И. М. Чередова, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.     В. К. Дьяченко считает, что понятие  «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством».     Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и учащимися. В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифицирует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.     Понятие «организация»  трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение соотношение частей какого либо объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует прежде всего в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения.     Итак, форма обучения представляет собой  целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Содержание науки и возрастные особенности обучающихся  требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.     Если  рассматривать форму применительно к процессу обучения, то можно определить ее как способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени. Способ организации обучения непосредственно влияет на его продуктивность и, наряду с методами и средствами обучения, наиболее доступен для изменения, варьирования, совершенствования со стороны педагога.

  • Слайд 7

    5. Внеурочная работа по дисциплинам профессиональной подготовки: экскурсия, домашняя работа, предметный кружок, олимпиада по предмету, учебная конференция.

    Типология инновационных уроков   Уроки- соревнования Уроки - публичные формы общения Уроки-имитации деятельности учреждений Турнир, конкурс, марафон бенефис, пресс-конференция, аукцион, брифинг, круглый стол, телемост, презентация, тематическая дискуссия дидактические игры (деловые и ролевые игры), заседания совета, производственное совещание, производственная конференция   Деловая игра – форма организации обучения, основанная на имитации содержания деятельности учреждений, предприятий, организаций с целью усвоения его учащимися; позволяет воссоздать содержание профессиональной деятельности, моделировать профессиональные отношения, направленные на приобретение опыта эффективного решения профессиональных задач; создает условия для формирования профессионально значимых качеств личности. Ролевая игра – (смотрите лекцию по методам обучения: ролевые методы) Консультация – форма организации обучения, направленная на вторичный разбор учебного материала, который не усвоен или слабо усвоен; к. направлена на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях, оказание помощи в самостоятельной работе. Консультация - организационная форма обучения, проводимая препо­давателем вне занятия (урока) для одного или нескольких учащихся с целью разъяснения им непонятных вопросов по теме. Различают вводные, текущие, заключительные (предэкзаменационные) консультации. Курсовое проектирование – (в ВПО и СПО) организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения дисциплины, позволяет применять знания при решении комплексных профессиональных задач, связанных со сферой предстоящей деятельности будущих специалистов. Заседание предметного кружка (кружковая работа) – форма организации внеурочной учебной работы по предмету, составная часть дополнительного профессионального образования, обеспечивающего развитие мотивации к творчеству; содействующего личностному и профессиональному самоопределению обучающихся. Олимпиада по предмету – соревнования учащихся на лучшее выполнение определенных творческих заданий; способствует выявлению талантливых учащихся; позволяет учащимся проверить и критически оценить свои знания и способности. Этапы проведения олимпиады по предмету – подготовка и опубликование информационного сообщения о проведении олимпиады (объявление о сроках, условиях, этапах проведения олимпиады); проведение отборочного тура олимпиады; регистрация участников олимпиады; торжественное открытие олимпиады; ознакомление участников олимпиады с программой олимпиады; проведение конкурса представления команд-участников; проведение теоретического конкурса; проведение конкурса по выполнению творческих работ; работа комиссии по проверке и оценке результатов проведения конкурсов; награждение победителей; торжественное закрытие олимпиады.

  • Слайд 8

    6. Применение инновационных форм организации обучения студентов в учреждениях СПО.

    Статья посвящена вопросам созданию модели организации методической работы, способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. В статье раскрываютсяаспекты повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада.   Ключевые слова: мониторинг, профессиональная компетентность, инновационные группы, инновационные технологии, диагностика, информатизация методической работы.   Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. Перемены в разных сферах жизнедеятельности современного общества повлекли за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей. Перестройка социально – экономической жизни России повысила требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним, очень значимым и важным критерием – его качеством, которое зависит от профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием своих знаний, а также, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Профессиональная компетентность формируется лишь в том случае, когда на смену рецептурно – информационному подходу приходит компетентностный, который делает педагога наиболее активным участником поиска решений типичных проблем, которые возникают в его деятельности. В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого – педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

  • Слайд 9

    7. Бинарный урок, уроки в форме комплексных лабораторно-практических работ по специальным дисциплинам.

    1.2.    Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия и их объемы, определяются рабочими учебными планами, тематическими планами в рабочих программах дисциплин. 1.3.           Содержание лабораторных работ и практических занятий определяется в рабочих программах дисциплин в разделе «Перечень практических занятий». 1.4.     Лабораторные работы и практические занятия относятся к основным видам учебных занятий наряду с уроком, лекции, контрольной работой, самостоятельной работой, консультацией, практикой, курсовым проектированием. 1.5.  Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий направлено на: -       обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин различных циклов: -       формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности. 1.6.           Развитие личностных качеств, направленных на устойчивое стремление к самосовершенствованию: самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию и практических занятий в рабочих программах дисциплин, а также количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной программой. При этом они должны формировать уровень подготовки выпуска, определенный государственными требованиями по соответствующей специальности, а также дополнительными требованиями к уровню подготовки студента, установленные техникумом. 1.7.    Объем лабораторных работ и практических занятий, определенный рабочими планами и программами дисциплин, должен быть выполнен студентом вне зависимости от формы обучения (очная, заочная). 1.8.      Студент, не выполнивший в полном объеме лабораторные работы и практические занятия, не допускается к промежуточной аттестации по дисциплине. 1.9.         Лабораторные работы и практические занятия проводятся под руководством преподавателя, который заблаговременно подготавливает всю необходимую учебно- методическую документацию для их проведения и контроля. 1.10.     В случае невозможности аудиторного выполнения лабораторных работ и практических занятий они выполняются студентами самостоятельно во внеурочное время. 1.11.    При проведении лабораторных и практических занятий группа может быть поделена на подгруппы численностью не менее 12 человек

  • Слайд 10

    2. Планирование лабораторных работ и практических занятий 2.1.     При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что все они имеют разные ведущие дидактические цели. 2.2.     Лабораторные работы проводятся при изучении дисциплин математического и общего естественно-научного циклов (физика, химия и др.) с целью экспериментального подтверждения и проверки существующих теоретических положений (законов, зависимостей). 2.3.                   Практические работы проводятся по дисциплинам математического, | общепрофессионального и специального циклов и направлены на формирование практических умений: -     учебных - решать задачи по физике, химии, математике и пр.; профессиональных - выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующей профессиональной деятельности. 2.4.   В соответствии с ведущей дидактической целью при планировании лабораторных работ у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты). 2.5.       В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических работ является: -        решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.). - выполнение вычислений, расчетов; работа в нормативными документами, инструктивными материалами, документами первичного учета и др. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике. 2.6.       Состав заданий для лабораторной работы и практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены большинством студентов.

  • Слайд 11

    3. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий 3.1. Лабораторная работа как вид учебного занятия проводится в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительностью, как правило, не менее 2-х академических часов. В плане проведения лабораторной работы указываются: -     номер работы: -     наименование работы; -     цели работы: -     перечень лабораторного оборудования; -     инструктаж, проводимый преподавателем; -     ход работы; -     организация обсуждения итогов лабораторной работы. 3.2. Практическое занятие проводится в учебных или компьютерных кабинетах. Продолжительностью, как правило, не менее 2-х академических часов. В плане практической работы указываются: -     номер работы; -     наименование работы: -     цели работы: -     ход работы -     выводы и заключения по результатам практической работы. 3.3. Планы проведения лабораторных работ и практических занятий включаются в состав учебно-методического комплекса практической подготовки студентов, рассматриваются на цикловых комиссиях и утверждаются заместителем директора по учебной работе. 3.4. Для организации самостоятельного внеаудиторного выполнения практических и семинарских занятий студентами заочного отделения преподавателем должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению. В методических указаниях должна быть подробно описана последовательность выполнении работы, приведены необходимые формулы, позволяющие выполнять расчетные задания, даны рекомендации по составлению отчета, формулированию выводов и заключений и т.п. 3.5. Лабораторные работы и практические занятия могут носить: репродуктивный характер, в этом случае при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых определены пояснения к порядку выполнения работы; -         частично-поисковый характер - эти работы отличаются тем, что студенты выполняют работы по материалам инструктивной, справочной и др. литературы; -        поисковый характер - такие работы характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания. 3.6. На лабораторных работах и практических занятиях могут применяться следующие формы работы: -     фронтальная - все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу; -     групповая - одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек; -     индивидуальная - каждый студент выполняет индивидуальное задание. 3.7. Для усиления профессиональной направленности лабораторных работ и практических занятий рекомендуется проведение бинарных уроков, построенных на основе межпредметных связей. На таких занятиях, результаты лабораторных и практических занятий, полученные на одной дисциплине являются основой для их выполнения на другой дисциплине. 3.8. Рекомендуется проведение сквозных практических работ на основе внутрипредметных связей, когда результаты, полученные в одной практической работе, используются при выполнении последующих практических работ по данной дисциплине.

  • Слайд 12

    3.9. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется: -     разработка тестов входного контроля подготовленности студентов к их выполнению; -         разработка дифференцированных заданий на их выполнение с учетом индивидуальных особенностей обучаемых; -      максимальная организация самостоятельного выполнения студентами лабораторных работ, практических занятий; -     использование бланков документов бухгалтерского учета, инструктивных материалов; наличие материалов, позволяющих проконтролировать правильность выполнения студентами заданий расчетного характера. 4. Оформление лабораторных работ и практических занятий 4.1.     Оформляются лабораторные работы и практические занятия в отдельных тетрадях, без рамки и основной надписи, разборчивым почерком, чернилами синего или фиолетового цвета с соблюдением требований к оформлению иллюстраций, формул и таблиц, установленных преподавателем дисциплины. 4.2.    Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе, в форме зачета, либо по многобальной системе, в случае использования преподавателем рейтинговой формы контроля. Оценки учитываются при выставлении студентам текущей аттестации по дисциплине. 4.3.       Отметка о выполнении лабораторных работ и практических занятий проводится в журнале учебных занятий на специально отведенных страницах и в зачетной книжке студента словом зачет.

  • Слайд 13
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке