Содержание
-
Урок как основная форма обучения в школе
Урок — это форма организации деятельности постоянного состава учителей и обучающихся в определенный отрезок времени. (цит. по: Педагогика, 2002) Выделите главные характеристики урока Главными характеристиками урока является то, что это форма организации обучения: группы учащихся одного возраста; постоянного состава; занятие по твердому расписанию; с единой для всех программой обучения. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В. А. Сухомлинский
-
Сущность урока сводится «к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя» (Педагогика, 2002, с. 327). С точки зрения учителя, урок — это управление познавательной деятельностью обучающихся. С точки зрения обучающегося — это усвоение научного, практического и социального опыта и развитие.
-
Функция урока состоит в достижении определенных, относительно завершенных, целей на пути познания и развития. Цели — это предполагаемые, заранее планируемые результаты деятельности. Урок способствует достижению определенных дидактических целей, решению конкретных задач в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса. Особенности урока как организационной формы обучения обусловлены его целями и задачами.
-
Типичный урок предполагает следующие формы учебной работы и решение соответствующих дидактических задач: проверка домашнего задания и повторение пройденного; объяснение нового учебного материала; закрепление и применение нового материала. Последовательность решения этих дидактических задач может быть разной.
-
Традиционный план комбинированного урока включает в себя следующие пункты: 1) оргмомент; 2) проверка домашнего задания; 3) опрос учащихся по ранее пройденному материалу; 4) изучение нового материала; 5) его закрепление; задание на дом. Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большойвариативностью.
-
Типы уроков Уроки изучения нового материала. Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учителем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Формами изучения нового материала могут быть: лекция; объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов; эвристическая беседа; самостоятельная работа с учебником и другими источниками; постановка и проведение опытов и экспериментов. В рамках данного типа учителя могут применять такие виды уроков, как: урок-лекция; урок-семинар; кино-урок; урок теоретических и практических самостоятельных работ; урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) (цит. по: Педагогика, 2002, с. 336-337).
-
Типы уроков Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, сводятся к следующему: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков . К основным видам уроков данного типа относятся: уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных и письменных упражнений); урок-лабораторная работа; урок практических работ; урок-экскурсия; урок-семинар
-
Типы уроков Уроки обобщения и систематизации. Такие уроки стимулируют учащихся к повторению больших разделов и блоков учебного материала, позволяют им осознать его системный характер. Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды проведения уроков.
-
Типы уроков Комбинированные уроки. Методическая структура такого урока включает следующие основные элементы: организация учащихся в начале занятия; повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изученного материала на текущем уроке; введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению; первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; формулирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению; подведение итогов урока.
-
Типы уроков Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначены для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися учебного материала, диагностики уровня обученности учащихся, коррекции в процессе обучения. Такие уроки могут иметь следующий вид: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос; диктанты; изложения; решения задач; зачетная работа; контрольная самостоятельная работа; экзамен.
-
Общие требования к уроку: Дидактические требования: Выбор и формулировка образовательных задач, а также место конкретного урока в общей системе уроков. Определение оптимального содержания урока в соответствие с программой по данному предмету, целями, уровнем подготовки, возрастом, прогнозированием уровня усвоения. Выбор рациональных или наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, а также стимулирования, контроля знаний, максимального взаимодействия с учащимися. Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности, принципа межпредметных связей.
-
Общие требования к уроку: 2) Воспитательные требования: Постановка воспитательных задач. Формирование у учащихся нравственных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью. Формирование и развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, активности, творческой инициативы. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся. Соблюдение преподавателем педагогического такта.
-
Общие требования к уроку: 3) Организационные требования. Наличие продуманного плана на основе тематического планирования. Организация проведения урока: своевременное начало урока, максимальное использование времени, оптимальный темп.
-
Конспект урока Вид оформления конспекта урока по психологии может быть разным, но в любом случае он должен включать в себя: 1) формулировку темы; 2) описание целей и задач урока (образовательные, воспитательные и развивающие); 3) перечисление основных этапов урока; 4) краткую характеристику содержания и видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока; 5) описание наглядных пособий и приемов их использования на уроке; 6) указание на ориентировочное время, которое займут отдельные фрагменты урока по оценке учителя.
-
Формулировка задач урока Сформулировать тип, цель и задачи урока. Тема: «Ощущение»
-
Заполните таблицу
-
Лекция
Лекция – систематическое, последовательное изложение учебного материала какой-либо темы или вопроса. Функции лекции: Информационная Систематизирующая Разъясняющая Развивающая Воспитательная Каждая лекция состоит из трех частей: введения, изложения; заключения.
-
Классификация лекций: 1. По дидактическому назначению. 1.1. Вводная лекция (знакомство с задачами, создание мотивации, помощь с ориентированием в литературе, задания для самостоятельной работы). 1.2. Тематические лекции (факты, анализы, выводы, понятия, научные положения). 1.3. Заключительные лекции (обобщение материала, темы, курса, раздела). 1.4. Обзорная лекция (выход на новый уровень систематизации). 1.5. Лекция-консультация (освещение проблем с опорой на вопросы учащихся).
-
Лекция
Классификация лекций: 2. По содержанию и способу подачи информации. 2.1. Информационные лекции читаются, когда материал разбросан по разным источникам, и студентам трудно его собрать; когда материал есть в источниках, но его уровень не устраивает преподавателя; когда материал новые, и он не успел войти в учебники или пособия; когда материал труден. 2.2. Проблемные лекции читается с опорой на проблемный подход к обучению. 2.3. Смешанные лекции совмещают два предыдущих вида.
-
Лекция
Классификация лекций: Нетрадиционные лекции: 1. лекция визуализация; 2.лекция вдвоем; 3. лекция - пресс-конференция; 4. лекция – беседа; 5. лекция – дискуссия; 6. лекция – консультация и т.д.
-
Семинар
Семинар – особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся. Функции семинарского занятия в учебном процессе: Закрепление знаний. Расширение знаний. Развитие умений самостоятельной работы. Стимулирование интеллектуальной деятельности учащихся.
-
Семинар – особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся. Классификация семинаров: 1.Аналитический семинар, на котором учащиеся самостоятельно анализируют какие-то тексты, решают задачи, составляют планы, схемы, графики. 2. Контрольно-обобщающий семинар, на котором проверяются базовые знания и навыки по тематическому циклу, теме, готовность к экзамену. Эвристический семинар предполагает применения знаний в измененной ситуации (все активные методы обучения). Репродуктивный семинар предполагает активизацию мнемических способностей, когда от студента требуется воспроизвести материал. Продуктивный семинар предполагает активизацию мыслительной деятельности.
-
Задание Продумайте в какой форме можно организоватьсеминар на тему «Источники и движущие силы психического развития ребенка»?
-
Практические и лабораторные занятия по психологии
Лабораторные работы и практические занятия могут быть направлены на решение следующих учебных задач: обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам; формирование умений применять полученные знания на практике, развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.; выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
-
Основные функции лабораторных работ и практических занятий по психологии закрепление теоретических знаний на практике; усвоение умений исследовательской работы; усвоение умений практической психологической работы; применение теоретических знаний для решения практических задач; самопознание учащегося или студента; саморазвитие учащегося или студента.
-
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений (закономерностей, зависимостей). Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений — профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать учебные задачи, необходимые в последующей учебной деятельности). Задание: практические и лабораторные работы имеют разные дидактические цели, сформулируйте их.
-
Типичными заданиями для лабораторных и практических занятий по психологии являются: демонстрационный эксперимент; индивидуальные задания; групповые задания; эксперимент в парах (подгруппах); решение психологических задач; групповая дискуссия; деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.
-
Активные методы обучения
В.Я. Ляудис предлагает выделять 3 группы методов обучения: Методы программированного обучения. Методы проблемного обучения. Методы интерактивного обучения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.