Содержание
-
Метапредметныйподход в проведении учебных занятий в соответствии с ФГОС СОО
Чердынцева Л.А., преподаватель ГБПОУ РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»
-
Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению. В.Г. Белинский
-
Требования к современным специалистам
Профессионалы XXI века – это специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественнонаучным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами
-
Девиз ФГОС – «Образование на протяжении всей жизни»
-
Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего образования- вооружить обучающегося таким важным умением, как умение учиться.
-
Требования к результатам освоенияосновных образовательных программ
Результаты образования Личностные Мета предметные Предметные
-
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
-
Цель метапредметного образования – не освоение учебной деятельности, а генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для обучающегося, но и для окружающего его социума, мира, человечества.
-
Два пути достижения метапредметных результатов:
непосредственное включение в учебные планы образовательных организаций специально организованных метапредметов; формирование метапредметных умений средствами учебного предмета, включая в учебное занятие соответствующие виды деятельности.
-
Метапредметные результаты
включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
-
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а преподаватель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
-
Современный урок, построенный в парадигме деятельностного подхода, стоит на «трех китах»: постановка учебной задачи, ее совместное с обучающимися решение и организация оценки найденного способа действия.
-
Требования к современному уроку
урок должен иметь мотивирующее на работу начало и окончание, фиксирующее результаты этой работы; преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся; тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и осознаются обучающимися; преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся; урок должен быть развивающим;
-
преподаватель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять обучающихся на сотрудничество с преподавателем и одногруппниками; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровьесбережение; учет уровня и возможностей обучающихся.
-
Урок изучения нового материала
Образовательная цель – изучение и первичное закрепление новых знаний, расширение понятийной базы учебной дисциплины, может быть традиционным (комбинированным) уроком, а может быть проведен в форме лекции, экскурсии, практикума и т.д. Метапредметнаяцель такого урока - формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.
-
Урок закрепления знаний
Образовательная цель – выработка умений по применению знаний. Здесь уместны такие формы, как практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование или консультация. Метапредметнаяцель - формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок.
-
Урок комплексного применения знаний
Образовательная цель – выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Метапредметнаяцель несколько иная: формирование способностей выбора способов деятельности в конкретной ситуации и их корректировки.
-
Урок обобщения и систематизации знаний
Образовательная цель – обобщение единичных знаний в систему. Урок может проводиться в форме семинара, конференции, круглого стола и т.д. Метапредметнаяцель: формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного содержания изучаемой дисциплины.
-
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
представляет собой контрольную работу, зачет, коллоквиум, смотр знаний. Имеет образовательную цель – контроль и самоконтроль уровня усвоения изученных понятий и способов деятельности. Метапредметнаяцель такого урока - формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.
-
Cистемно-деятельностный подход
обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
-
Методические принципы современного урока
субъективация (обучающийся становится равноправным участником образовательного процесса); метапредметность (формируются универсальные учебные действия); деятельностный подход (обучающиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности); рефлексивность (обучающиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке); импровизационность (преподаватель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
-
Мотивация к учебной деятельности
Что значит мотивировать обучающегося к учебной деятельности? Во-первых, необходимо актуализировать требования к нему со стороны учебной деятельности, т.е. его обязанности как участника учебного процесса («надо»); во- вторых, создать условия для того, чтобы необходимость стала внутренней потребностью («хочу»); в-третьих, обучающемуся надо дать уверенность в том, что он в состоянии решить задачи, возникающие в процессе обучения («могу»). Создание внутренней мотивации к обучению формирует такие личностные УУД, как способность к самоопределению и смыслообразованию; целеполагание (регулятивное УУД), а также планирование сотрудничества с педагогом и одногруппниками (коммуникативное УУД).
-
Создание проблемной ситуации
Проблемная ситуация как этап урока организуется для подготовки обучающихся к открытию нового знания. Студенты выполняют предложенное им пробное учебное действие, актуализируя при этом известные им способы действия, и отмечают затруднения, связанные с этой работой. На этом этапе формируются познавательные логические учебные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, а также умение извлекать необходимую информацию из различных источников, строить речевое высказывание. Регулятивные действия формируются, когда обучающиеся фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии. В процессе коммуникации обучающимся необходимо с достаточной полнотой и точностью выразить свое мнение, аргументировать его, учесть другие мнения, если таковые имеются – это коммуникативные УУД.
-
Выявление причины затруднения
Для того чтобы понять, почему при выполнении пробного задания возникло затруднение, обучающиеся должны восстановить выполненные операции, зафиксировать место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; затем на этой основе выявить причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения пробного задания и задач такого типа вообще. На этом этапе формируются следующие УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы (познавательные); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, разрешение конфликтов (коммуникативные).
-
Поиски способов разрешения возникшего затруднения
На этом этапе обучающиеся ставят цель, выбирают способ и план (порядок действий) достижения цели, определяют средства, источники, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит преподаватель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем студенты самостоятельно осуществляют исследование. Этот этап – важнейший для формирования универсальных учебных действий: происходит самоопределение и смыслообразование (личностные УУД). Наряду с уже перечисленными познавательными и регулятивными действиями, формируются такие, как поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование, структурирование знаний. Продолжается формирование коммуникативных УУД, связанных с умением работать в группе.
-
Реализация плана разрешения возникшего затруднения
Эта деятельность формирует способность осознавать ответственность за общее дело, волевую саморегуляцию, познавательную инициативу. Для того чтобы успешно реализовать план, необходимо выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию, использовать знаково-символические средства. Разумеется, по-прежнему актуальны логические УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, установление причинно-следственных связей. Обучающийся строит логически непротиворечивую цепь рассуждений, учится выражать свои мысли полно и точно. Среди коммуникативных УУД на этом этапе первостепенное значение приобретают следующие: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов.
-
Проверка эффективности найденного способа деятельности
Обучающиеся решают типовые задания, используя новый способ действий. Эта работа может вестись в парах, в группах, или фронтально. Помимо вышеперечисленных УУД, на этом этапе формируется способность действовать по алгоритму, моделирование и использование моделей разных типов.
-
Самостоятельная работа и самопроверка
На этом этапе обучающиеся работают самостоятельно: выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют собственные ошибки. На этом этапе, помимо прочих, формируются регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
-
Рефлексия и самооценка
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка студентами собственной учебной деятельности. Это значит, что обучающиеся должны соотнести цель учебной деятельности и ее результаты, зафиксировать степень их соответствия и наметить цели дальнейшей деятельности. На этом этапе формируются универсальные учебные действия, позволяющие оценивать собственную деятельность: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
-
Mетапредметный урок
помимо предметных, решает более широко направленные задачи: формирование в каждый момент урока у обучающегося понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает; формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности; ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом обучающихся; обучение общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
-
Этапы подготовки к уроку
1. Определение темы занятия. 2. Определение нового. 3. Конструирование проблемной ситуации. 4. Планирование действий. 5. Планирование решений. 6. Планирование результата. 7. Планирование заданий для применения нового знания.
-
Для достижения метапредметных результатов современный обучающийся должен двигаться одновременно, как минимум, в трех направлениях:
Участвовать в разработке и реализации проектов Осваивать сложившиеся предметные действительности: базовые понятия, техники и способы предметного мышления (исследование, решение задач) Осваивать универсальные техники и способы мышления и деятельности, в том числе учебной деятельности
-
Таким образом, метапредметный подход — это не уход от научно-теоретических основ или знаниевого компонента образования, а выход на новый уровень знания через саму деятельность, через овладение технологиями, методами и приемами получения знаний, изучение возможностей их дальнейшего применения, творческое преобразование знаний и применение в нестандартных ситуациях. Преобладающая роль практикоориентированных знаний, погружение в знания непосредственно через деятельность позволяют говорить не только о возможностях метапредметного подхода в обеспечении преемственности обучения на разных ступенях образования, но и о роли метапредметного подхода в обеспечении непрерывности образования в целом.
-
Основная его роль – создание условий для формирования у обучающихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне. Метапредметный подход
-
Литература
Громыко Ю.В.Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000. Громыко Ю.В.Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001. Громыко Ю.В.Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001. Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005. Хуторской А.В. Материалы дистанционного курса «Современный урок: метапредметный подход», 2011 г.
-
Полезные ссылки:
Материалы А.В.Хуторского: Центр дистанционного образования «Эйдос»-http://www.eidos.ru/ Институт образования человека - http://eidos-institute.ru/ Научная школа человекосообразного образования http://khutorskoy.ru/science/index.htm Материалы Ю.В.Громыко: НИИ инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) - http://nii.smdp.ru/ НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Московский департамент образования- http://edu-strateg.ru/ НИИ ИСРОО Центр Инструкционного дизайна в образовании-http://www.eduscen.ru/
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.