Содержание
-
Методические рекомендации по составлению рабочей программы
-
Качественное планирование образовательного процесса – залог успешной деятельности учителя.
-
Рабочая учебная программа
– это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении.
(по О.Г. Важновой).
-
Что это такое?
- Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения.
Например, «Рабочая программа по русскому языку в 1 классе».
-
К рабочим программам относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы дополнительного образования;
- программы элективных курсов;
- программы факультативных занятий.
-
Что значит составить рабочую учебную программу по предмету?
Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью:
- сравнить содержание примерных программ и содержание ФГОС;
- сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС;
- выявить расхождения, зафиксировать их;
- добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы;
- перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.
-
Функции рабочей программы:
- нормативная
- информационно-методическая
- организационно-планирующая
-
Исходные документы для составления рабочих программ
- Закон «Об образовании» - http://www.consultant.ru/popular/edu/
- ФГОС второго поколения-http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
- Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования - http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/
- Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533
- Авторские программы УМК «Гармония» - http://www.ass21vek.ru/schoolprogram/predmet/
-
Алгоритм разработки рабочей программы
- Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы
- Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу.
- Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.
- Провести организацию и структурирование отобранного содержания.
- Разработать новый календарно-тематический план
- Определить результаты усвоения программы (УУД).
- Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.
- Составить пояснительную записку.
- Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.
- Утвердить рабочую программу.
-
Требования к оформлению рабочих программ. Текст рабочей программы педагога включает 8 (9) основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).2. Пояснительная записка.3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.6. Критерии оценивания учащихся. 7. Календарно-тематическое планирование.8 . Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).9 . Приложения к программе (по необходимости).
-
Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
-
1. Титульный лист
- полное наименование образовательного учреждения,- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и зам. директора по УВР школы с указанием даты);- название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;- указание параллели, на которой изучается программа;- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);- название города, населенного пункта;- год разработки программы.
-
2. Пояснительная записка
-
3. Учебно-тематический план
- перечень разделов, тем, последовательность их изучения;- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;- вид занятий (теоретические или практические, количество часов).
!!! ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ
-
4. Содержание тем учебного курса
-перечень и название раздела и тем курса;- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;- содержание учебной темы:-основные изучаемые вопросы;- практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;- требования к знаниям и умениям обучающихся;- формы и вопросы контроля;- возможные виды самостоятельной работы учащихся.
-
5.Результаты усвоения программы
- Личностные результаты
- Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД
- Познавательные УУД
- Коммуникативные УУД
- Предметные результаты
-
6. Критерии оценивания учащихся
-
7. Календарно-тематический план (в соответствии с Положением ОУ)
-
8. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)
- методические и учебные пособия;- оборудование и приборы;- дидактический материал;- литература, использованная при подготовке программы;- литература, рекомендованная для учащихся;- образовательные диски.
-
9. Приложения к программе
- основные понятия курса;- списки тем рефератов;- темы проектов;- темы курсовых и творческих работ;- методические рекомендации;- Интернет-ресурсы.
-
Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога.
Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
-
1. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. 2. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. 3. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. 4. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.
-
Литература
-
Успехов в работе!
Успехов в работе!
-
Интернет-ресурсы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.