Содержание
-
«Методические рекомендации для педагогов по составлению конспектов занятий»
Детские игры
-
Алгоритм составления конспекта занятия
Деятельность педагога дошкольного образования, для достижения более высоких результатов своей профессиональной деятельности должна носить размеренный, планомерный характер. С этой целью в обязанности каждого педагога входит не только владение умениями составления календарного планирования на каждую неделю, но и обдуманное поэтапное планирование каждого занятия.
-
В настоящее время все занятия строятся на принципах интеграции. Интеграция - это, когда один основной вид деятельности входит в другой вид деятельности, то есть смешивается - интегрируется.
-
Таким образом, можно строить занятия, где педагог, используя интеграцию, решает образовательные задачи и психолого-педагогическое содержание образовательных задач образовательной программы дошкольного образования. Занятия, построенные на принципах интеграции, позволяют повышать интерес детей, желание заниматься и активность детей, как правило, всегда высокая.
-
Типичные ошибки при составлении конспекта занятия
Отсутствие триединства в составлении программного содержания (при составлении программного содержания необходимо всегда продумать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Не соответствует программное содержание поставленным целям и задачам (обязательно в конспекте обозначить основные методы и приемы, посредством которых будет реализовано программное содержание и интеграция видов образовательных деятельности.
-
Не четко обозначены методы и приемы, посредством которых будут выполняться поставленные цели и задачи (обязательно в конспекте обозначить основные методы и приемы, посредством которых будет реализовано программное содержание и интеграция видов образовательных деятельности. Очень много готовой информации получают дети от педагога (необходимо дать возможность детям добывать знания, делать открытия, радоваться своим открытиям и успехам, делать выводы, а педагог лишь дополняет знания новой информацией.
-
В использовании элементов проблемности в обучении чувствуется недоработка. Без предыдущей работы невозможно добиться высоких результатов в качестве образовательной работы. В программном содержании занятия продумана работа по обогащению словарного запаса детей или активизация словаря, а в ходе занятия данная работа совершенно отсутствует. В конспекте не обозначается индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей.
-
Недостатки и ошибки в составлении конспекта
Допускаются грамматические ошибки; Не конкретно продумываются вопросы; Не четко и последовательно даются детям задания; Мало используется музыкальное оформление занятия и познавательные фильмы или фрагменты познавательных фильмов, то есть средств ТСО, ИКТ. Допускается неверная подача информации; Не даются разъяснения; Не сопровождается приложениями, иллюстративным материалом, дидактическим материалом.
-
Рекомендации к вождению в тему
Для успешного вхождения в тему, для того, чтобы сразу завладеть вниманием детей, необходимо их заинтересовать, приковать все внимание на себя, заворожить детей. 1.Сюрпризный момент: • какое-то письмо с проблемными заданиями; • закадровый голос; • в гости какой-то персонаж пришел и предложил… • какой-то элемент яркий на доске либо на фланелеграфе. 2.Педагог, перевоплощенный в какого-то героя, имеющий проблему… 3.Использование Модели 3-х вопросов – инновационный метод • что вы знаете о….? • откуда вы это знаете?... • что бы вы хотели еще узнать?...
-
Указания к составлению конспекта
1. Определить программное содержание занятия, опираясь на: образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания и обучения детей; ранее составленный групповой перспективный план воспитательнообразовательнойработы в группе; время года, в период которого создается занятие и наличие приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников, выборов и т.п.); дефект речевого развития детей; уровень развития детей, входящих в группу; ранее составленный индивидуальный перспективный план работы с ребенком.
-
2. Необходимо сформулировать программное содержание, которое будет включать в себя три вида основных задач: образовательная (обучающая), развивающая, воспитательная. Образовательные - начинать формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т. п. какие-либо программные знания, умения, навыки. Развивающие - развивают психические процессы – зрительную, слуховую, тактильную, двигательную внимание, память, восприятие и пр. Воспитательные предполагает воспитание в рамках проводимого занятия каких-либо нравственных качеств. Каждой из перечисленных задач может быть несколько на одном занятии, но общее количество задач не менее 3-х для обычных конспектов. Указания к составлению конспекта
-
3. Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии, далее следует подобрать игры, упражнения и задания, которые помогут решить поставленные задачи. Следует обратить внимание, что обязательно, вначале составляется программное содержание (на основе учета потребностей ребенка или группы детей) и лишь потом, текст конспекта занятия. 4. Следующий шаг - подбор материала, который потребуется для проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. Весь материал необходимо будет указать, перечислить, возможно, деление материала на демонстрационный и раздаточный. Указания к составлению конспекта
-
Указания к составлению конспекта
5. Необходимо запланировать и провести предварительную работу, цель которой заключается в выяснении знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации, уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. 6. Индивидуальная работа. Необходимо учесть деятельность особо развитых детей (задания более сложные или дополнительные); работу с отстающими детьми (выделить их особо слабые стороны, которым будет уделено несколько больше внимания); взаимодействие с «трудными» детьми (подобрать такие приемы работы и их сочетаемость, чтобы и эти дети увлеклись заданиями и смогли избежать конфликтов со сверстниками и педагогами).
-
Вводная часть
Начинается с первой (вводной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя: Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю); Сюрпризный момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.); Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен; Сообщение цели занятия: На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты; Очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме; При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой I начало первой части. Цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления
-
Основная часть
Вторая часть состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части; Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности; Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам; По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая должна согласовываться с темой или сюжетом занятия; Степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель; Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.
-
Итоговая часть
Третья часть – итоговая (до 3 –5 минут) Включает в себя: Обобщение - вспоминание что делали, чем занимались, в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. Общая и поименная оценка детей в виде анализа (не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними. Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; Выход в другой вид деятельности. При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части.
-
Обобщенная схема конспекта занятия
1. В конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине листа. 2. Титульный лист конспекта содержит: полное наименование организации по уставу (вверху, посередине); название мероприятия: конспект или сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:…; или конспект или сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему:…(по центру, по середине); 3. ФИО педагога, должность, квалификационная категория (если есть); 4. 2016-2017 учебный год (внизу, по центру).
-
На втором листе должны быть указаны: 1. Цель. (является конечным результатом работы). Она должна быть одна. Используются глаголы: совершенствование, воспитание, сохранение, систематизация, обогащение. • направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат НОД; • соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста; • реальность выполнения поставленной цели в течение НОД; • представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели.
-
2. Программное содержание или задачи: Образовательная 1. … 2. … 3. … Развивающая 1. … 2. … 3. … Воспитательная 1. … 2. … 3. … 3. Планируемые результаты (целевые ориентиры) 4. Виды детской деятельности 5. Методы и приемы реализации содержания занятия 6. Активизация словаря (расписать новые слова и словосочетания, которые вводятся в активный словарь детей).
-
7. Подготовка к занятию Предварительная работа: • Чтение художественной литературы (указать автора, наименование произведения); • Беседы, ситуативные разговоры (указать тему, цель); • Игры (название); • Прослушивание музыкальных произведений (указать название) и др. 8. Материалы и оборудование: Раздаточный … Демонстрационный …
-
9. Индивидуальная работа: указываются имена детей и вид работы, в котором данные дети будут обязательно задействованы. 10. План, ход работы (для уже проведенного занятия). I часть. Вводная (организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия). Мотивация игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, помогая различным игрушкам решать практические и интеллектуальные проблемы. Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.
-
II часть. Основная (последовательное решение всех поставленных задач). Описание основных форм и методов организации индивидуальной, групповой деятельности воспитанников; Методика изложения нового материала; Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных особенностей воспитанников; Постановка целей самостоятельной работы детей; Определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удаётся достичь поставленных целей; Описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учётом индивидуально-дифференцированных особенностей воспитанников.
-
III часть. Заключительная (подведение итогов занятия (обобщение), оценка деятельности детей, организация рефлексии и самооценки собственной и коллективной деятельности, осмысление достижений, определение перспективы полученных знаний; мотивация на дальнейшее использование полученных знаний, умений и навыков). Условия проведения: оказание помощи детям в осмыслении собственной деятельности и личных достижений; использование фишек для обозначения собственного уровня роста знаний или деятельности на занятии; организация беседы; использование вопросов к детям. Вопросы, задаваемые детям, могут быть связаны с программными задачами занятия, с формой проведении занятия, с «открытием» нового знания, с эмоциональным состоянием детей, с познавательной деятельностью детей. Список использованных источников: указываются программы, на основе которых выбиралось содержание и задачи образовательной деятельности, методические пособия. Приложение: иллюстративные материалы (инфографика, фото, видеоматериалы и т.д.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.