Содержание
-
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММ
-
Основные качественные характеристики образовательных программ:
актуальность –свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем; прогностичность– свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние потребности к образованию, но и будущие; рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на основе имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат; реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам ее достижения; целостность –полнота и логичность построения всех ее структурных компонентов, обусловливающие согласованность и последовательность действий по достижению целей; контролируемость – в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов; корректируемость – свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов.
-
Алгоритм создания программы 1. Проблема, особенности обучающихся. 2. Определение вида программы:(общеразвивающая, специализированная- профилактическая, коррекционная – профессионально-ориентированная) 3.Формулирования целей. 4. Определение задач, решение которых предполагается при изучении всего курса. Они разбиваются на две группы - задачи, связанные с содержанием предмета, и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся. Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать обучающиеся в результате изучения курса; вторая группа задач соотносится с требованиями к формированию общеучебных и специальных умений и навыков. 5. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по содержанию и по способу работы.
-
6.Анализ и отбор методического материала(актуальность, новизна, целесообразность) 7. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно продумать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года. 8. Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. 9.Разработка содержания (структурирование, логика изложения материала). 10. Формы проведенияконтроля (итогового и рубежного) определение его периодичности. 11.Календарно-тематическое планирование.
-
Программа должна включать следующие структурные элементы:
Титульный лист. Содержание программы Пояснительную записку. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Список литературы. Приложение
-
Титульный лист включает вышестоящие органы управления образованием наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; - данные о рецензентах. (должность, место работы регалии) название города, населенного пункт год разработки дополнительной образовательной программы.
-
2.Содержание (оглавление) программы
включает в себя краткое описание структурных элементов и номера страниц, на которых они находятся
-
3.Пояснительная записка – основная часть программы, излагать которую следует придерживаясь следующих пунктов. (Объем 6-8 страниц)
-
Для более четкого размещения информации этот раздел можно разделить на два раздела: Введение и Пояснительную записку.
-
1. Введение: Во Введении необходимо представить основные концептуальные подходы психолога к работе с детьми: 1) система взглядов, то или иное понимание явлений и процессов; или 2) единый определяющий замысел, ведущая мысль какого – либо произведения, научного труда и т.д
-
Педагогическое обоснование программы:
направленность образовательной программы; описание проблемной ситуации, на решение которой направлена программа; новизна, актуальность, педагогическая целесообразность; отличительные особенности данной программы от других аналогичных ей либо смежных с ней по профилю деятельности; научные, методологические и методические основания программы -основные ведущие идеи,раскрывающие научную и методологическую позицию автора.
-
Направленность программы: Программа (Название) по содержанию является Профилактической психолого-педагогической программой – направленной на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении детей инвалидов. Коррекционно-развивающей психолого-педагогической программой - направленной на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде и др. у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающими трудности в обучении и развитии. Развивающей психолого-педагогической программой –направленной на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала детей, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности. Образовательной (просветительские) психолого-педагогической программой —направленной на формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности детей. .
-
Программа разработана на основе (или «с учетом»)... (требований, программ или методических разработок каких авторов- указывается, какие требования взяты за основу при разработке программы по форме организации — (индивидуально ориентированной, групповой) по времени реализации — (краткосрочной, годичной, двух-, трехгодичной, и т.д.) Направленность программы:
-
Новизна программысостоит в том, что... Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала. Педагогическая целесообразностьпрограммы объясняется... (кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана; какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах). Актуальностьпрограммы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится... (Поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач).
-
Отличительные особенностиданной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... Практические занятия по программе связаны с использованием... Программа ориентирована на применение широкого комплекса... В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: (теория,практика, проект). (Или: «Содержание курса объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу...»). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей… (Или: «В основе практической работы лежит выполнение …………….....»).
-
2.Пояснительная записка:
Цели и задачи образовательной программы; Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей группы детей, участвующих в реализации данной образовательной программы Принципы организации процесса освоения детьми содержания программы (принципы работы с детьми) Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); Краткое описание методов обеспечивающих, с точки зрения автора , сознательное и прочное усвоение детьми материала
-
Пояснительная записка:
Условия реализации программы: формы и режим занятий; принципы формирования учебных групп материально-методическое обеспечение программы требования к специалистам Ожидаемые (прогнозируемые) результаты и способы их проверки (что будут знать и уметь обучающиеся, какие качества личности могут быть развиты у детей в результате занятий и каким образом это определяется); Критерии оценки достижения планируемых результатов;
-
Требования к целям и задачам Цель – основной заранее предполагаемый проектируемый результат учебного процесса Обязательно соответствие цели и конечного результата. Цель может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими. Основная трудность, которая здесь возникает, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках.
-
Задача –конкретизация цели, пути её достижения, т.е. что необходимо сделать, чтобы достичь цели (результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению). Задачи должны быть: конкретны достижимы измеряемы.
-
Формулировки целей и задач должны удовлетворять следующим требованиям: быть выдержаны в едином стиле: цель формулируется в через существительное, задачи - в глагольной форме. предполагать получение конкретного результата (формулироваться глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п.); Формулировка задач: 1. Обучить... (чему - какому- либо виду деятельности, умениям, навыкам)2. Сформировать (какие) умения в (какой) деятельности. Развить (личностные качества, способности (какие) и т.д.)3. Воспитать (какое) отношение к (чему)
-
– быть направлены на изменения в детях (их знаниях, умениях, отношениях и т.п.), а не в окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.); относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ребенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения; быть реальными - обеспеченными необходимыми ресурсами ( с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые рассчитывается программа). Формулировки целей и задач должны удовлетворять следующим требованиям:
-
Пример: Цель: Формировании психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь. Задачи: обучение приемам конструктивного взаимодействия для повышения его эффективности. усвоение определенных социально-психологических знаний;
-
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей
Дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной. Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей, которые учитываются при реализации программы.
-
Содержание программы определяют принципы: Принцип соблюдения интересов ребёнка - ………………….. Принцип системности - ……………….. Принцип непрерывности - ……………… Принцип вариативности - ………………….. ( дается краткое описание принципов)
-
Сроки реализацииобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы). Например: ... 2 года которые делятся на периоды При этом продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются... (какими способами?). Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с..., второй — на базовую подготовку детей и т.д.
-
Особенности реализации программы
Раскрываются особенности реализации программы, заложенные в отборе содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная последовательность освоения содержания). Указывается, какие методы предусматриваются в программе при реализации данного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержания, детей, условий реализации программы). Указывается, какие формы организации деятельности детей являются характерными для данной программы, каковы принципы их отбора.
-
Описание методов проведения занятий Словесные методы обучения: рассказ, лекция, беседа. 2.Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, наблюдение; работа по образцу и др. 3. Методы проблемного обучения (создание проблемной ситуации, экспериментальное задание) 4. Исследовательские методы обучения ( творческий поиск, исследование, эксперимент)
-
Описание методов проведения занятий
5. Практические методы обучения: упражнения (подражательно-исполнительского характера) тренировочные упражнения; практикумы импровизации поведенческий тренинг арт-терапевтические упражнения психоразвивающие игры этюды
-
Формы занятий: (основные, характерные для данной программы). Перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения: по количеству детей, участвующих в занятии: Коллективная Групповая Индивидуальная Индивидуально-групповая по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — занятие-игра (путешествие, сказка) лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, конференция, мастерская, и т.д.; Режим занятий: сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разбиения на подгруппы или индивидуальных занятий.
-
Материально-методическое обеспечение программы Материальное обеспечение программы. В этом разделе перечисляются требования к материально-технической оснащенности:помещение, оборудование, инструментарий и т.д. Методическое обеспечение образовательной программы перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы (наглядные пособия, фонотека, иллюстративные материалы и другие методические материалы, необходимые для проведения занятий); Требования к специалистам, реализующим программу
-
Ожидаемые результатыосвоения программы: Обучающийся будет знать: Обучающийся будет уметь: Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
-
Способы проверки результатов освоения программы: В образовательной программе необходимо: прописать конкретные знания, умения, навыки обучающихся по итогам каждого года обучения. указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащихся содержанием программы и регулярность их проведения. При проверке степени сформированности индивидуально-личностных качеств детей описываются их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.
-
Учебно-тематический план Этот раздел должен быть соотнесен с целями и задачами программы, сроками, этапами, порядком и регламентом ее реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса.
-
Учебно-тематический план Оформляется на каждый год обучения, представляет собой таблицу. Расчет часов в учебно-тематическом планировании необходимо обосновать.
-
Содержание курса Содержание образовательной программы раскрывается через описание тем (теория и практика). краткое описание тем или разделов, с указанием всех основных вопросов как в теоретической , так и в практической части программы. (При этом в теории указываются основные теоретические понятия , в практике - практическая деятельность учащихся). – краткую характеристику форм занятий по каждой теме, – описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий); Названия разделов и тем должны обязательно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана. Название каждой темы программы должно начинаться со слова «Тема» с указанием порядкового номера. Характеристика содержания темы в программе осуществляется с помощью предложений телеграфного стиля, основой которых являются ключевые слова (словосочетания), отражающие предметы и аспекты содержания программы, и определяющие ее понятийно-терминологический аппарат.
-
Раскрывая каждую тему, необходимо указать какие теоретические знания и практические навыки получают учащиеся. Следует не только описывать, ЧТО из этой темы педагог дает учащимся, но и КАК, по какой методике, что выполняют сами учащиеся. Раздел 1. Название раздела Тема 1.1. Название темы Содержание материала: ... Формы занятий: ... Методическое обеспечение: (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).
-
Пример: Раздел 2. «Мои особенности и способности» Тема 2. 6. Внимание и наблюдательность. Что такое внимание? Для чего нужны внимание, наблюдательность? Что бывает с невнимательным, рассеянным человеком (Беседа). Практическая часть: Учимся замечать различия и сходства, детали. Наблюдаем за мимикой, позами, жестами других людей (освоение способов внимания и наблюдательности через практические упражнения и игры: «Посмотри и запомни», « Чем похожи?» , «Найди различия»). Оборудование:мультимедийное оборудование, раздаточный материал.
-
Литература В этот раздел программы включаются: список литературы, использованной при составлении данной программы; список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы. Эти списки составляются по следующей форме: Фамилия, инициалы автора; название; место издания, издательство; год издания, кол-во страниц. Списки составляются в алфавитном порядке.
-
Книги: Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе [Текст] / А.М. Прихожан– М.: ТЦ «Сфера»,2000. – 192с. Материалы из периодических изданий: Хухлаева О. В. Работа психолога с родителями: концепция и технологии // Школьный психолог. - 2006. - № 17. - С. 21-28. Материалы из интернет-источников: Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии // Академия имиджелогии. — 2004. — 26 марта [Электронный ресурс]. URL: http://academim.org/art/pan1_2.html
-
Конспекты занятий:
Описание каждого занятия осуществляется по схеме: название занятия; цели и задачи занятия; оборудование, необходимое в осуществлении занятия; описание вводной части занятия; oписание основной части занятия; описание заключительной части занятия; контрольные вопросы участникам программы.
-
Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения:
на базе какого образовательного учреждения была апробирована программа; срок апробации; количество участников; отзывы участников и администрации; другая информация.
-
Требования к техническому оформлению программы Текст набирается в редакторе WordforWindows шрифтом TimesNewRomanCyr, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения . Учебно-тематическое планирование представляется в виде таблицы Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).
-
Типичные ошибки
Пояснительная записка - не раскрывается актуальность, новизна программы ; Цели и задачи -не всегда различаются понятия “цель” и “задача”; - отмечается несоответствие задач поставленным целям; - несоответствие поставленных целей срокам реализации программы; Описание форм и методов проведения занятий -- непонимание различия понятий “форма” и “метод” обучения
-
Ожидаемые результаты -отсутствие конкретных знаний, умений и навыков по каждому году обучения; конкретные знания, умения, навыки по содержанию не отличаются от содержания программы; называются знания, умения, навыки, которые невозможно оценить Литература -отсутствие или неправильное оформление списков литературы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.