Презентация на тему "Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся на уроках русского языка в 6 - 7 классах."

Презентация: Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся на уроках русского языка в 6 - 7 классах.
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 7 класса на тему "Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся на уроках русского языка в 6 - 7 классах." по педагогике. Состоит из 28 слайдов. Размер файла 0.16 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Аудитория
    7 класс
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся на уроках русского языка в 6 - 7 классах.
    Слайд 1

    Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся 6 - 7 классов

    МБОУ «СШ №6» 10.11. 2017.

  • Слайд 2

    а) Неправильная мотивация на обучение в школе: отбывание, уступка родителям, получение аттестата без усилий; б) разноуровневость и беспорядочность знаний учащихся в каждом классе; в) психологические особенности ; г) проблемы с посещаемостью занятий; д) длительный перерыв в обучении и пробелы в знаниях с начальной школы; е) надежды на освоение наук только в стенах школы ( без поддержки в домашних условиях); Проблемы формирования ключевых компетенций у обучающихся 6 – 7 кл.

  • Слайд 3

    В 6 - 7 классах продолжается работа над заложенными ранее умениями и в то же время начинается работа над некоторыми новыми разновидностями коммуникативных навыков. В этот период усиливается внимание к компонентам речевой ситуации и к речевым жанрам.

  • Слайд 4

    2.2 Виды упражнений на уроках русского языка при обучении связной речи в 6 -7 классах

    Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов. Восстановление деформированного текста. Из данных предложений составь рассказ, запиши его. Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.

  • Слайд 5

    2.2 Виды упражнений на уроках русского языка при обучении связной речи

    Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов: снегурочка сочинение писать Сочинение на тему "Что бы я рассказал турецкому мальчику о зиме". Составление аннотации художественного произведения или научно-популярной статьи. Составление конспекта научно-популярной статьи. Письмо по памяти На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает; весёлый Мелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег. (А. Пушкин).

  • Слайд 6

    Редактирование текста

    Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст. Самая умная из моих собак - это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии. Определение границ предложений. Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите. 1. По реке плывёт лодка. И плот. 2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали. 3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

  • Слайд 7

    Задания на сравнение

    Цель выполнения таких заданий - научиться решать грамматические (орфографические и синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей. Задание 1.Найдите общие и различные черты у выделенных слов. Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води(-ться, -ца), что с таким води(-ться, -ца). Прочитайте. Сравни слова как части речи и части слова.

  • Слайд 8

    Задание 2.Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение. На одной строчке выпиши слова, которые обозначают части речи, на другой строчке - слова, которые обозначают части слова. Ученики, решая эту задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

  • Слайд 9

    Группировка

    Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение. Задание 1. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки. Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила. В результате предложенные слова группируются: по наличию звонких, глухих согласных в начале слова; по родам (существительные общего рода, мужского и женского); по наличию орфограмм; по количеству слогов.

  • Слайд 10

    Задание 2. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.

    Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_. Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно: а) по написанию (существительные с ь и без ь); б) по родам (существительные мужского и женского рода); в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).

  • Слайд 11

    Группировка как процесс анализа

    Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.

  • Слайд 12

    Задания на обобщение

    Цель таких упражнений состоит в осмыслении понятия «предмет» на грамматическом уровне, обобщении знаний на основе исследуемых объектов, в развитии уровня аналитико-синтетического мышления. Задание 1. Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово. Храбрость, свежесть, широта, кривизна, глушь - ? (признаки). Ходьба, просьба, стирка, чтение, работа - ? (процесс).

  • Слайд 13

    Задание 2. Как бы вы сказали одним словом о человеке: необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (Замкнутый) Задание 3. Замените одним словом: порицать, считать кого-либо неправым, несправедливым, виновным в чем-либо.( Осуждать.) Упражнения такого характера обогащают словарный запас учащихся, конкретизируют абстрактное значение части речи, помогают ученикам осмыслить понятие «предмет» уже не на уровне бытовом, житейском, а на более высоком - грамматическом уровне.

  • Слайд 14

    Задания на исключение лишнего

    Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний. Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики, она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.

  • Слайд 15

    Задание 1.Из данного списка слов найдите четвертое лишнее. Сосна, клен, ясень, тополь. Варианты ответов учащихся: Сосна - хвойное дерево, остальные - лиственные. Клен - 1 слог. Ясень - начало - на гласную букву, у остальных - на согласную букву. Клен - слово без орфограммы, у остальных - орфограмма «Безударная гласная в корне». Сосна - существительное женского рода, остальные - мужского рода. Сосна - существительное 1-го склонения, остальные - 2-го склонения. Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.

  • Слайд 16

    Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте. Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа. Варианты ответов учеников: Объединить - это глагол, остальные - существительные. Какао - несклоняемое существительное среди существительных, другие - склоняемые. Колонны - существительное мн. ч., остальные - ед. ч. Костюм - существительное мужского рода, остальные - женского. Рожь - существительное 3-го склонения, школа - существительное 1-го склонения.

  • Слайд 17

    Задания на обобщение

    Эти задания служат успешному усвоению знаний и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлён перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.

  • Слайд 18

    6. Учебная лингвистическая задача

    Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта. Задание 1.К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Что создает комический эффект (почему смешно)? Часовой! Который час Первый ваше благородье! Давно ли Часа с полтора ваше благородье.

  • Слайд 19

    Стимулирующее задание

    Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка № 1. Карточка № 1 Часовой - имя существительное, потому что... ) ...; 2) ...; 3) ... . Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, который не смог выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке № 2 и с её помощью овладевает необходимым операционным умением.

  • Слайд 20

    Карточка № 2

    Часовой - имя существительное, потому что: обозначает предмет (кто?); относится к мужскому роду, имеет морфологические признаки; является обращением. Почему смешно? Чем вызван комический эффект? Следует ответ учеников: «Такую же форму имеет прилагательное часовой (-ая, -ое), оно обозначает признак (какой?), изменяется по родам: часовой механизм, часовая фабрика, часовое устройство; в предложении выступает как определение». Имя существительное образовалось из имени прилагательного и обозначает человека, стоящего на часах (т.е. на посту). Вопрос «Давно ли?» можно понять двояко: как уточняющий время (первый час) и как относящийся к времени пребывания на посту часового. Спрашивающий имеет в виду первое, а отвечающий - второе. Этим вызван комический эффект.

  • Слайд 21

    Стимулирующее задание

    Поэтапное решение этой задачи формирует у школьников умение сопоставлять части речи, их морфологические признаки, использовать внутрипредметные связи для доказательства и самоконтроля. В основе этого задания - приемы сравнения, анализа и синтеза, способствующие развитию умения делать умозаключения, выявлять черты сходства и различия в изучаемых явлениях.

  • Слайд 22

    Терминологический диктант

    Этот диктант способствует обогащению словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов. Так, на уроке на тему: «Лексическое значение слова» могут быть предложены следующие задания: Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи). Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция). Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац). Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве (филология).

  • Слайд 23

    Заключение

    Таким образом, целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

  • Слайд 24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Кроме уроков развития речи, работу над созданием речевых произведений учащихся следует проводить систематически. Традиционная методика не направлена на формирование коммуникативной потребности, мотивацию к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами, дети знают o них, но не умеют использовать в практической деятельности. Инновационные методики совмещают виды работ, формирующих коммуникативные компетенции (требование анализа, сравнения явлений, обоснование, аргументирование, обобщение).

  • Слайд 25

    Речь - это сложнейшая человеческая деятельность, это творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи. Инновационные методики делают уроки русского языка интереснее, ярче. Самостоятельный поиск решения, активная мыслительная деятельность способствуют повышению эффективности учебного процесса.

  • Слайд 26

    Задача, которая стоит перед учителем

    Правильная организация уроков с использованием инновационных технологий требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку. Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений.

  • Слайд 27

    Использование новых технологий

    Использование новых технологий на уроке русского языка, уроке развития речи позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Использование инновационных технологий на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.

  • Слайд 28

    Выводы

    Таким образом, использование инновационных методик на уроках русского языка позволяет учащимся не только получать новые знания, создавать речевые произведения различных жанров, но и чувствовать собственную ответственность за результат.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке