Содержание
-
Методы и методические приемы обучения
К.п.н., доцент А.В.Марина
-
План лекции:
1. Понятие «метод обучения».
2. Многообразие методов обучения, их классификация.
3. Методические приемы, их разнообразие.
4. Выбор методов и приемов обучения в учебном процессе.
5. Развитие методов обучения биологии.
-
Литература:
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биолог. спец. – М. : Просвещение, 1983.
-
Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ И.Н.Пономарева, В.П.Соломин,
Г.Д.Сидельникова ;
Под ред. И.Н.Пономаревой. -М.: Издательский центр «Академия», 2003
-
Рекомендуемая литература:
Марина А.В.,
Кузина И.В. Государственный экзамен по биологии: педагогическая и методическая составляющие. – Арзамас: АГПИ, 2007
-
Methodos (греческий ) - способ, путь
-
Метод
представляет собой совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненный решению конкретной задачи.
-
Метод обучения( по Н.М.Верзилину и В.М.Корсунской )
«упорядоченно организованное взаимодействие учителя и учащихся, ведущее к достижению целей учебно-воспитательного процесса».
-
Признаки методов обучения:
метод обучения предполагает усвоение того или иного компонента содержания, его конкретного воплощения в учебном материале;
-
метод обучения организует тот или иной способ усвоения знаний и умений в зависимости от компонента содержания;
-
метод обучения предполагает наличие характеристики взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.
-
Метод обучения( по Н.М.Верзилину и В.М.Корсунской )
«способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися».
-
Характеристика методов обучения с позиции дидактики
Внешнее проявление метода (форма)
Обусловлено влиянием источника знания и связано со словом, образом или действием.
-
Внутренняя сторона метода (содержание)
Связана с логикой мыслительной деятельности учащихся, их самостоятельной познавательной активностью в процессе познания.
-
Подходы к классификации методов обучения :
- моноклассификации;
- бинарные классификации ;
- поликлассификации
-
Моноклассификации
классификации, в основу которых положен один признак
-
По деятельности учителя и учащихся
- методы изложения нового материала учителем;
- методы самостоятельной работы учащихся
(Б.В.Всесвятский, В.Ф. Шалаев, В.А. Тетюрев)
-
По дидактический задачам
- приобретения знаний;
- формирования умений и навыков;
- применения знаний и умений ;
- творческой деятельности;
- закрепления, проверки
(М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Н.И. Болдырев).
-
По уровням самостоятельной активности учащихся
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- метод проблемного изложения;
- эвристический или частично-поисковый;
- исследовательский
(И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).
-
По степени активности:
- непобуждающие (исполнительский и репродуктивный);
- побуждающие (частично-поисковый и исследовательский)
(М.И.Махмутов).
-
Бинарные классификации
классификации, основанные на вычленении двух признаков
-
по характеру восприятия знаний и направлению логического процесса ( по Б.Е. Райкову)
- словесно-утверждающие
- словесно-открывающие
- наглядно-утверждающие
- наглядно-открывающие
- моторно-утверждающие
- моторно-открывающие
-
по источнику знаний и психологической сущности деятельности ( по И.Д.Звереву)
-
-
Поликлассификации
-
Поликлассификации -
классификации, в основу которых положено три и более признака
-
Классификация на основе источника знаний,характера деятельности учителя;характера
деятельности учащихся- словесные;
- наглядные;
- практические
-
Характерные признаки словесных методов обучения :
- источник знания - слово;
- деятельность учителя - передача знаний посредством слова;
- деятельность учащихся проявляется в том, что они усваивают знания, слушая.
-
Характерные признаки наглядных методов обучения :
- источник знания - наглядный объект;
- деятельность учителя – передача знаний показом объекта;
- деятельность учащихся - усвоение знаний, наблюдая.
-
Характерные признаки практических методов обучения :
- источник знания – практическая работа школьников, ;
- деятельность учителя - передача знаний инструктажем;
- деятельность учащихся - усвоение знаний, выполняя практическую работу
-
Виды словесных методов обучения
- рассказ;
- объяснение;
- беседа;
- школьная лекция;
- работа с книгой.
-
Виды наглядных методов обучения
- демонстрация натуральных средств наглядности;
- демонстрация эксперимента (опыта);
- демонстрация изобразительных средств наглядности;
- демонстрация экранных пособий;
- использование мелового рисунка.
-
Виды практических методов:
- работы по распознаванию и определению объектов;
- работы с раздаточным материалом;
- работы с микроскопом;
- работы по уходу и выращиванию растений и животных;
- постановка эксперимента учащимися.
-
Методический прием
элемент метода, выражающий отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.
-
отдельный элемент метода обучения, обусловленный видом учебной операции и средствами обучения
-
Классификация методических приемов:
- логические;
- организационные;
- технические.
-
Логические методические приемы
приемы, способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся, их познавательной активности.
-
- постановка проблем, вопросов;
- выявление существенных признаков (анализ);
- сравнение;
- обобщение;
- определение понятий.
-
Организационные приемы
приемы, направляющие внимание учащихся, их восприятие и работу.
-
Организационные приемы словесных методов:
- запись под диктовку,
- ответ ученика с места,
- ответ у доски,
- письменный ответ и т.д.;
-
Организационные приемы наглядных методов:
- демонстрация опыта или объекта со стола,
- демонстрация с обходом по классу,
- раздача объектов на столы учащихся и т.д.;
-
Организационные приемы практических методов:
- индивидуальная форма ;
- групповая форма;
- фронтальная форма организации учащихся на выполнение практических или лабораторных работ.
-
Технические методические приемы
приемы использования различного оборудования.
-
Технические приемы словесных методов:
- запись вопросов на доске,
- оформление вопросов на таблице, кодоскопе или экране,
- раздача карточек или анкет на столы учащихся.
-
Технические приемы наглядных методов
- демонстрация результатов опытов или пособий на разном цветовом фоне,
- прикрепление рисунков или схем на классной доске, магнитной доске и т.д.
-
Технические приемы практических методов:
- использование инструктивных карточек или таблиц при выполнении лабораторных работ,
- монтировка коллекций, гербариев,
- постановка опытов с использование различных инструментов,
- выполнение лабораторных работ с помощью разного оборудования (лупы, микроскопа и т.д.).
-
Факторы, влияющие на выбор методов обучения :
- содержание учебных понятий;
- дидактические цели урока;
- уровень подготовки и активности учащихся данного класса ;
- оборудование кабинета ;
-
- возможности самого учителя;
- уровень общего развития учащихся;
- психологические и возрастные особенности учащихся ;
- преемственная связь с предшествующим учебным и практическим опытом.
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.