Содержание
-
Методы, приемы и средства обучения.«Наука резюмируется в методе». Г. Гегель План: 1. Характеристика основных понятий – метод, прием, средство обучения. Особенности методов обучения. 2. Подходы к классификации методов, приемов и средств обучения. 3. Выбор оптимального сочетания методов обучения.
-
Характеристика основных понятий – метод, прием, средство обучения
Метод (от греческого слова metodos– буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели. 1) Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач образования, воспитания и общего развития учащихся (Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, Б.П. Есипов, Н.А. Сорокин и др. ). 2) Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения, или метод обучения – это система целенаправленных действий, отражающих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающая усвоение ими содержания образования (И.П. Подласый, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
-
Прием обучения - это отдельный элемент метода (Ю. К. Бабанский). Прием обучения - это разовое действие, отдельный шаг в реализации метода (И.П. Подласый ). Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности учащихся и педагога(В.А. Хуторской).
-
Особенности методов обучения 1. Метод обучения включает в себя деятельность и учителя, и ученика, т.е. методы преподавания (объясняет, показывает, инструктирует) и методы учения (слушает, наблюдает, читает). 2. Метод обучения имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Педагогическая ценность метода определяется внутренней стороной познавательного процесса, а не внешней формой его выражения. 3. Методы обучения не статичны, они развиваются. Развитие метода связано с изменением позиции ученика в учебном процессе (не успевает – меняем методы, хорошо и легко усваивает – тоже).
-
Классификации методов обучения Классификация методов –это упорядоченная система методов, в основе которой лежит какой-то признак. 1)По источникам передачи и характеру восприятия учебной информации (С.И. Перовский, Е.Я. Голант): словесные (рассказ, лекция, беседа, объяснение, работа с книгой как с печатным словом); наглядные (демонстрация, иллюстрация); практические (упражнения, лабораторные, графические работы).
-
2) По характеру познавательной активности ( И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративный метод: репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (или эвристический); исследовательский.
-
3) По основным дидактическим задачам, реализуемым на данном этапе обучения (М.А. Данилов, Б.П. Есипов): методы приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения полученных знаний; творческой деятельности; закрепления; проверки ЗУНов.
-
4) По логике работы с учебным материалом (Н.М. Верзилин): индуктивные методы; дедуктивные методы.
-
5) По степени самостоятельности учащихся в учебном процессе (А.Н. Алексюк и И.Д. Зверев ): методы самостоятельной работы (работа с учебником, справочниками и другой литературой, написание сочинений); методы работыпод руководством учителя.
-
6)Целостный подход к классификации методов обучения Ю.К. Бабанского: I.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности уч-ся; II.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности уч-ся; III. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.
-
I.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности уч-ся.
Словеснве, Наглядные, Практические ( И.Я. Голант, С.И. Перовский) Индуктив-ные, Дедуктив-ные (Н.М. Верзилин) Репродуктив- ные Проблемно- поисковые (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Под руковод- ством учителя, Самостоятельной работы (А.Н. Алексюк, И.Д. Зверев)
-
II.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности уч-ся
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению: создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний; яркость речи учителя; игра или ее элементы; создание ситуаций успеха и т .д. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности: педагогическое требо-вание; разъяснение личной значимости
-
III. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения (по источнику получения обратной связи) Методы устного контроля и самоконтроля (рассказ, беседа, чтение текста, чертежа) Методы письменного контроля (сочинение, изложение, диктант, тесты, письменные работы) Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (умение пользоваться приборами)
-
Приемы самостоятельной работы с печатными источниками. : конспектирование (краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного); составление плана текста; тезирование (краткое изложение основных мыслей прочитанного); цитирование (дословная выдержка из текста); аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного); рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному).
-
Классификация приемов обучения по И.Я. Лернеру
Содержащие задания, только обозначающие характер действия (выпишите трудные слова, сравните, задайте вопросы друг другу…). Содержащие действия учителя, не предусматривающие выполнение учеником каких-либо заданий, новызывающие его реакцию (поощрение, упрек, ирония, мимическое выражение отношения…). Содержащие задания как результат выполненной учителем системы действий (построение рассказа без окончания, последовательной системы упражнений и задач…).
-
Классификации средств обучения
1) Классификация наглядных средств обучения по Ю.К. Бабанскому: Предметная образная наглядность (сами предметы или их заменители, изображения предметов и явлений, произведения искусства); Словесно-образная наглядность(живописующие средства языка, создающие наглядные образы: крылатые выражения, меткие эпитеты, поговорки, скороговорки); Условно-изобразительная наглядность (схемы, чертежи, карты, таблицы, диаграммы; Динамическая наглядность (аудиовизуальные средства -экранно-звуковые).
-
2) Классификация наглядных средств обучения по В.В. Андрееву: - натуральная (естественная) – реальные предметы и процессы; - изобразительная – чертежи, рисунки, схемы, графики, картины, диаграммы, видеофильмы; -объемная – геометрические фигуры, тела, муляжи; -условная (символическая) – карта, глобус; -различные модели; -специальные приборы.
-
Критерии выбора оптимального сочетания методов обучения
1) соответствие методов принципам обучения; 2) соответствие целям и задачам обучения; 3) соответствие содержанию данной темы; 4) соответствие учебным возможностям школьников – физиологическим, психическим; уровню подготовленности; особенностям классного коллектива; 5) соответствие имеющимся условиям; 6) соответствие возможностям учителей (личностным качествам, уровню подготовленности, опыту и пр.).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.