Презентация на тему "Ыбырай Алтынсарин"

Презентация: Ыбырай Алтынсарин
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.4
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Ыбырай Алтынсарин"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 19 слайдов. Средняя оценка: 2.4 балла из 5. Также представлены другие презентации по педагогике для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Ыбырай Алтынсарин
    Слайд 1

    Министерство образования и науки Республики КазахстанКарагандинский государственный технический университет

    Кафедра: «Истории Казахстана» Ибрай Алтынсарин Выполнил: студент группы РЭТ- 14-2 Корябкин А. А. Руководитель: Нурлигенова З. Н. 2014

  • Слайд 2

    План презентации

    1. Биография Ибрая Алтынсарина. 2. Просветительская деятельность. 3. Литературная деятельность.

  • Слайд 3

    Биография Ибрая Алтынсарина

    Ибрай Алтынсарин - казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, ученый-этнограф. Его имя занимает почетное место в ряду имен исторических деятелей, составляющих национальную гордость казахского народа. Всю свою сознательную жизнь выдающийся просветитель-педагог, крупный писатель, талантливый поэт посвятил делу борьбы за его счастье. Вся многогранная творческая и общественная деятельность Ибрая Алтынсарина была подчинена главной задаче - приобщению казахского народа к прогрессивной мировой культуре, укреплению дружбы между народами. Портрет Ибрая Алтынсарина

  • Слайд 4

    Родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской области Николаевского уезда Тургайской области. Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда, известного бия, Балгожи Жанбуршина. Ибрай с малых лет проявил стремление к знаниям, в 1857 году с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии. Показав в школе отличные результаты по русскому, арабскому, татарскому и персидскому языкам и ряду других предметов, будущий просветитель продолжает заниматься, знакомиться с представителями разночинной интеллигенции, находившимися в оренбургской ссылке. Ибрай был близок к известному востоковеду В. В. Григорьеву, часто посещал его дом и пользовался его библиотекой. После отличного завершения школы в 1857 году, Алтынсарин работал писарем у своего деда Балгожи - бия, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. Ему было поручено открыть школу для казахских детей. В 1864 году Ыбырай назначается учителем школы, открытой в Оренбургском укреплении под Торгаем. В эти годы сформировались педагогические взгляды Алтынсарина.

  • Слайд 5

    Административно-политические реформы 1867-1868 гг. по управлению краем Алтынсарин встречает положительно. Он видит эти преобразования как полезные для казахского народа. Однако, хорошо зная положение народа, его двойное угнетение, он раздумывал над путями улучшения его жизни. На страницах местной периодической печати Ибрай осуждал аграрную политику царизма. В 1869 году И. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в должности делопроизводителя. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области. Конечно, организация работы учебных заведений в Елекском (Илецком), Костанайском (Николаевском), Ыргызском, Торгайском уездах, а также в ряде районов Оренбургского края не была легким делом. К тому же по службе он был, целиком зависим от областного губернатора, что ограничивало его просветительскую службу. Его мероприятия по развитию просвещения и грамотности проходили отбор у губернатора. Используя свои права и полномочия, действуя сообразно со сформировавшимися в Тургайской области политическими и экономическими условиями, Алтынсарин постоянно призывал молодежь к гражданским знаниям.

  • Слайд 6

    Ибрай Алтынсарин был действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. По заданию отдела он сделал доклад, затем опубликовал несколько статей по этнографии казахского народа. Последующим поколениям он оставил наследие ученого-этнографа. Затрагивая жизнь аула в ряде рассказов, он как ученый-педагог вносил свои предложения по улучшению жизни населения. Слабое развитие педагогического дела в казахском ауле, недостаток специальных учебных руководств подтолкнули Алтынсарина широко использовать опыт русской демократической учебной системы. Он внедрял педагогическое наследие Ушинского, Тихомирова, Бунакова, Фармаковского, великого писателя Льва Толстого.

  • Слайд 7

    В 1883 году Алтынсарин переехал в Николаевский (Кустанайский) уезд. Он построил дом в трёх километрах от города Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее впоследствии название «Инспекторское». Там Ибрай Алтынсарин жил и работал до самой смерти. Алтынсарину было присвоено звание статского советника. Его именем названа Казахская национальная академия образования. Самые лучшие педагоги страны ежегодны награждаются нагрудным знаком имени И. Алтын- сарина. Умер 17 июля (29 июля) 1889 года, похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. Памятник Ибраю Алтынсарину в городе Костанай.

  • Слайд 8

    Костанайский областной мемориальный музей Ибрая Алтынсарина

  • Слайд 9

    Просветительская деятельность

    Ибрай Алтынсарин оставил глубокий след в истории просвещения и становления национальной школы. Благотворное влияние на формирование его педагогических взглядов сыграло знакомство с трудами русского педагога К. Ушинского и чешского мыслителя Я. Коменского. Глубокое изучение и состояние русской педагогики позволило ему стать выдающимся просветителем казахского народа. Ибрай Алтынсарин написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Они были предназначены для казахских детей. При написании «Киргизской хрестоматии» Алтынсарин использовал русский алфавит. Эта книга способствовала вытеснению арабской графики из казахской письменности.

  • Слайд 10

    «Только с применением русского алфавита киргизский (казахский) язык избавится от арабских, татарских слов, которые неуместно вошли в киргизский язык. Только при употреблении русского шрифта казахские книги будут писаться правильно»,- писал И. Алтынсарин. Школу он считал ключом к подлинному просвещению народа. « Школы- это главные пружины образования казахов, на них, в особенности на них надежда, в них только будущность киргизского народа»,- писал просветитель. Учитывая кочевой быт казахов, он предлагал открывать интернаты при школах.

  • Слайд 11

    Ибрай Алтынсарин является основоположником женского образования в Казахстане. Одним из его достижений в развитии женского образования в Казахстане является открытие в городе Иргизе школы-интерната для казахских девочек. Одно из ярких направлений его деятельности - организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. Просветитель уделял внимание постановке работы разно профильных школ, а в своем завещании оставлял принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Торгая.

  • Слайд 12

    При помощи народа ему удалось открыть казахские школы в 1884 году в Торгае и Костанае, в 1888 году в Иргизе. Он разработал дидактические принципы обучения и воспитания детей. Просветитель занимался также организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ. Деятельность просветителя по организации аульных и волостных школ, выбор им учителей для преподавания породили недовольство чиновников. Были даже предложения по привлечению его к ответственности.

  • Слайд 13

    Алтынсарин открыл четыре двухклассных центральных русско-казахских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. А также учительскую школу в Троицке, которая позже была переведена в Оренбург. Учительская школа являлась передовым учебным заведением своего времени. Школа-интернат для одаренных детей имени Ибрая Алтынсарина.

  • Слайд 14

    Литературная деятельность

    Значительна и литературная деятельность Ибрая Алтынсарина. Наряду с переводами на казахский язык басен И. А. Крылова, рассказов Л. Н. Толстого, К. Ушинского он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых людях. Ибрай Алтынсарин был замечательным поэтом. Его стихотворения «Лицемерному судье», «Друзьям из молодежи», «Мать» носили нравственно-поучительный характер. Алтынсарин включил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко использованы казахские сказки. Он написал такие сказки, как «Счастливый человек», «Три вора», «Мудрый судья», «Золотой чуб», «Чистый родник». В рассказах "Сын бая и сын бедняка", "Кишлак Сейткул", "Юрта и деревянный дом", "Невежество", "Вред лжи" и других ставятся важные проблемы общественной жизни: социальное неравенство, преимущество оседлого образа жизни, вред невежества, польза знаний и науки.

  • Слайд 15

    На контрастном сопоставлении отрицательных последствий темноты и невежества и тех благ, которые приносят людям культура и знание, строится каждая строфа стихотворения "Давайте, дети, учиться". Мастерски используя традиции устной народной поэзии, Алтынсарин стремится сделать свою мысль максимально ясной, понятной каждому читателю: Знайте, неграмотный бродит, Словно слепой во тьме. Дети, будем учиться! Ученье дает вам счастье, Оно озарит, как свет. Каждое ваше желание Яркий оставит след.

  • Слайд 16

    Стихотворение "Народы, овладевающие знанием..." кажется естественным продолжением предыдущего. Но если в первом Алтынсарин говорит о преимуществах образованности по сравнению с отсталостью и невежеством, то во втором он прямо прославляет науку, рассказывает о достижениях культурных народов: Строит дивные дворцы Умный, знающий народ. Сильный знанием своим, Он уверенно живет. Средь пустынь вода звенит, Корабли в морях любых. Люди мир весь обошли, Лень и скуку позабыв. ... А безграмотный, дивясь, Будет жить впотьмах года.

  • Слайд 17

    Ибрай Алтынсарин написал также такие стихотворения как, «Өзен», «Кел, балалар, оқылық», «Жаз», «Залым төреге» и другие. Строки из стихотворения «Өзен»: Таулардан өзен ағар сарқыраған, Айнадай сәуле беріп жарқыраған. Жел соқса, ыстық соқса бір қалыпта, Аралап тау мен тасты арқыраған. Көңілің суын ішсең ашылады, Денеңде бар дертіңді қашырады. Өксіген оттай жанып жануарлар Өзеннен рақат тауып басылады.

  • Слайд 18

    Произведения Алтынсарина правдиво отражали казахскую жизнь. Своими стихотворениями и рассказами он пропагандировал науку, осуждал невежество. Призывая молодежь к просвещению, ставил в пример культурную жизнь других народов, их достижения в науке. Рассказы написаны доступным для читателя, выразительным языком. Они имели педагогическое и воспитательное значение. Сборник стихотворений Ибрая Алтынсарина «Кел, балалар, оқылық».

  • Слайд 19

    Литература

    1. А. Кузембайулы, Е.Абиль-«История Республики Казахстан». 2. www.azbyka.kz 3. ru.wikipedia.org. 4. В. И. Рыбкин- « Пособие по истории Казахстана».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке