Содержание
-
Мотивация учебно-воспитательной деятельности - основное условие успешного обучения
Педагог-психолог: Карновская А.В.
-
Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
-
Мотивация начальной школы
С октября по ноябрь проводилась диагностика учебной мотивации, в начальной школе получились следующие результаты:
-
Учебная мотивация 5А и 5Б
-
Учебная мотивация 7А и 7Б
-
Учебная мотивация 9А и 9Б
-
Мотивация 5 классы Вывод: при переходе из младшего звена в среднее из среднего в старшее - уровень учебной мотивации снижается
-
Причины снижения учебной мотивации
-
-
-
Мотивационная лесенка
На нижней ступеньке изображён ребёнок с низким уровнем мотивации, а на верхней с высоким. Шагая по ступенькам и меняя свою внутреннюю установку от «Я не буду этого делать» до «Я хочу это сделать!», «Я это сделаю»!–ребёнок достигает успеха в учёбе.
-
Что делать взрослому? Как повысить учебную мотивацию? И побудить ребёнка подниматься по учебной лестнице?
-
1 путь «заставить хотеть учиться» это трудно, неприятно обеим сторонам, но возможно. Здесь применяется мощное социальное давление «НАДО», но на этом пути главное – неусыпный и постоянный контроль со стороны взрослого, как только он ослабеет, хотение учиться вновь исчезнет.
-
2 путь «научить детей хотеть учиться» интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учёбе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Здесь нужны такие педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому «искусству хотения учиться».
-
На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребёнка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду?
-
1 «кнопочка». Поддерживать и формировать интерес к информации. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» – такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых поощрять этот интерес.
-
2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия. Нормальная и очень ценная человеческая потребность – понять, как что-то делается, и сделать это ещё лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому – это удовольствие. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышления детей.
-
3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения. В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников – огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс.
-
4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации. Если ребёнку присуща такая черта, как демонстративность, - её не спрячешь и в мешок не зашьёшь. Она рвётся наружу и это нормально. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие проявить себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно стимулируют к учёбе.
-
5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании. Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании – это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.
-
6. Актуализировать творческую позицию детей. С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творчества, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учёбе один из самых оптимальных.
-
7. Создавать ситуацию успеха и социального признания. Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, также следует целенаправленно использовать.
-
Для повышения учебной мотивациипредлагаю создать в школе доску почёта с фотографиями лучшихучеников
-
Основные способы формирования и поддержки учебной мотивации детей
-
Сочинение на тему: Школа моей мечты
Я хочу, чтобы школа была красивая… Чтобы в школу приехал Путин и мы вели здоровый образ жизни… Чтобы в школе в субботу был выходной… Я мечтаю учиться в школе в которой был бы большой и красивый спортивный зал, в спортивном зале был дартс, мини гольф, бильярдный стол, боулинг… Чтобы после уроков давали подарки, жвачки с наклейками… Я мечтаю о школе в которой будет всегда красиво. Дети не будут драться. Добрые учителя! Добрые воспитатели! Каникулы всегда вовремя! На одном из коррекционных занятий мы с детьми рассуждали на тему «Какой должна быть школа, чтобы в ней хотелось учиться и в результате написали сочинение «Школа моей мечты»
-
Взрослым необходимо грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребёнка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному ребёнку его личную, индивидуальную «кнопочку» – это хороший шанс для поддержания учебной мотивации и для получения хорошего результата. Видеть результат своей работы — это лучшая мотивация.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.