Содержание
-
Мышление и речь
-
Мышление как психический процесс социально обусловлен
-
Мышление предполагает:- обработку; - переструктурирование; - изменение информации.
-
Сравнение также важная мыслительная операция.
Производя сравнения предметов или явлений действительности, мы сначала делим их на составные части, выделяя отдельные признаки и свойства, а потом сопоставляем между собой.
-
Абстрагирование и обобщение – также важные операции процесса мышления.
-
Абстрагирование - это мыслительная операция мысленного отвлечения от несущественного в целях определения существенного качества, признака или свойства.
-
Обобщение – это операция мышления, состоящая в определении наиболее общих свойств изучаемых объектов.
-
На основе обобщения, сравнения и абстрагирования, а также анализа и синтеза образуются понятия.
-
Понятие определяется словами, что еще раз подчеркивает, как связаны мышление и речь.
Взаимосвязь мышления и речи проявляется в их взаимном влиянии на развитие друг друга. Речь проникает в мышление, становясь внутренней, но изначально она также связана с мышлением, когда является внешней эгоцентрической речью. Формирование такого мыслительного акта, как планирование основывается на феномене эгоцентрической речи, которая по мнению Л.С. Выготского переходит во внутреннюю.
-
Внутренняя речь – это речь про себя, с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений.
-
Особенности внутренней речи:
1) ее синтаксис фрагментарен, отрывочен и сокращен, сокращается подлежащее и связи между ними, центром является сказуемое; 2) структура внутренней речи предэкватна, т.е. относится к конкретному времени, действию или состоянию; 3) сокращается фонетическая сторона, она оказывается почти без слов, слова сокращаются, структурируются так, что значимая сторона слова (например корень) становится доминирующим; 4) во внутренней речи смысл начинает преобладать над значением слова, но значение слова в речи ребенка может претерпеть искажение и может быть непонимание между людьми в общении, более того смысл слова индивидуален, т.к. связан с эмоциями, чувствами, мыслями, ассоциациями.
-
В своем развитии мышление проходит допонятийную и понятийную стадии.
-
Допонятийное мышление разделяют на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Первый вид мышления основывается на реальном физическом действии с предметом. При наглядно-образном человек работает не только с предметами, но и с их образами.
-
Основой понятийного, абстрактного мышления является понятие, отражающее общие, главные и значимые свойства предметов.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.