Содержание
-
ТИПЫ БАБЫ-ЯГИВ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ.
Автор работы: Сотниченко Анна Ученица 4 «В» класса Классный руководитель: Павлушова Ирина Николаевна.
-
Одной из самых ярких, оригинальных, загадочных и сложных героинь русских народных сказок является Баба-Яга.
-
Все мы знаем (по сказкам), что живет она в дремучем лесу или в чистом поле, а то и на горе в избушке на курьих ножках, на бараньих рожках, вокруг избы - забор из человеческих или лошадиных черепов.
-
Слугами Бабы-Яги считают змей, лягушек, ящериц, черных кошек, ворон и т.д. Создаётся впечатление, что Яга очень злая.
-
Гипотеза: Если Баба-Яга способна помогать герою, то, вероятно, её нельзя причислять к отрицательным персонажам
.
-
Материалом исследования послужили тексты волшебных русских народных сказок. Объект исследования: русские народные сказки. Предмет исследования: типы Бабы-Яги.
-
Цель работы: выяснить, в каких образах (положительных или отрицательных) предстаёт в русских сказках Баба Яга.
-
Для реализации поставленной цели я наметила следующие задачи:
1.Проанализировать русские народные сказки, в которых присутствует образ Бабы Яги, и выявить ее добрые и злые поступки. 2.Определить основные типы Бабы-Яги. 3.Провести опрос среди учащихся и учителей школы.
-
Методы работы.1.Чтение русских народных сказок.2.Наблюдение, классификация, обобщение (описательный метод).
-
Баба-Яга, действительно, очень трудный для анализа персонаж. В волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа. Я прочитала много русских народных сказок. Для анализа мною были отобраны только те, в которых присутствует такой персонаж, как Баба Яга.Свое наблюдение над этим образом оформила в виде таблицы.
-
-
-
-
К сожалению, в прочитанных мною русских народных сказках не встретился подтип Бабы-Яги - охранительницы, покровительницы.
-
В ходе работы я провела опрос, в котором выясняла как у нас в школе дети и взрослые оценивают образ Бабы-Яги в русских народных сказках. В нем я просила отметить плюсиком правильный ответ на вопрос : «Баба-Яга – положительный или отрицательный персонаж?» И давала варианты ответа: 1. положительный 2. отрицательный 3. 50/50 И пояснить свой выбор, т.е. ответить на вопрос почему они выбрали этот вариант.
-
Опросник
Отметьте, пожалуйста, (+) правильный, с вашей точки зрения, ответ на вопрос. И поясните свой выбор, т.е. ответьте на вопрос почему Вы выбрали этот вариант: «Баба-Яга – положительный или отрицательный персонаж?» Варианты ответа: 1. положительный………………….. 2. отрицательный…………………… 3. 50/50………………………………
-
Опрос показал, что для большинства обучающихся Баба Яга - злой персонаж (13 человек это 46%), который добрых дел не совершает. У семи опрошенных это 25% она является доброй помощницей и защитницей. У оставшихся восьми это 29% опрошенных она делится пополам. Результаты своего опроса я представила в виде диаграммы.
-
-
Для педагогов – Баба Яга злое существо (4 человека из 10), либо существо, которое, в зависимости от обстоятельств, совершает добрые или злые дела ( 4 человека из 10). Лишь двое учителей считают, что Баба-Яга - положительный персонаж.
-
-
Я рассмотрела разные типы Бабы-Яги в русских народных сказках. Это очень запоминающийся персонаж и по своему виду, и по характеру. Перечитав множество сказок, я сделала поразительное открытие – Бабу Ягу несправедливо обвиняют только в злодействах. Её, с моей точки зрения, нельзя относить к отрицательным персонажам. Баба Яга в сказках не только зла и коварна, она бывает и на удивление доброй. Она часто помогает героям в трудных ситуациях как советом, так и делом (часто даёт героям волшебные предметы).
-
Вывод: Опираясь на таблицу «Типы (подтипы) Бабы-Яги», делаю вывод, что Баба-Яга – «хранительница» побеждает (такой образ я встретила в 60% проанализированных мною сказках), несмотря на то, что без «воительницы» мы ее не представляем.
-
Сказки еще раз напоминают, что добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает зло. « В сказках солнышко горит, Справедливость в ней царит! Сказка – умница и прелесть, Ей повсюду путь открыт, Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый злого победил. Чтобы добрый, Чтобы злого Стать хорошим убедил.» (Ю. Мориц)
-
Литература
1.Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести/ Авторы вступит. Статей, сост. и коммент. В. П. Аникин, Д. С. Лихачёв и Т. Н. Михельсон. – М., 1969. 2.В тридевятом царстве. Сказки для детей и взрослых. – Барнаул, 1994. 3.Волшебные сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки./Сост. А. Л. Налепин. – М., 1993. 4.Кума-Чародейка. Нижегородские сказки, предания и легенды /Сборник: Составители Ю. М. Медведев, В. Н. Блохина. – Нижний Новгород, 1993. 5.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. 6.Русские народные сказки. Сказки братьев Гримм. Сказки Гауфа. – М., 1992. 7.Русские сказки Сибири. /Сост. Т. Г. Леонова. – Новосибирск, 1977. 8. http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа. 9.http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению народных сказок. 10.Большой энциклопедический словарь. Мифология. – М., 1998. 11.http://www.fio.ru/index.php?id=3156 – на уроках чтения
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.