Содержание
-
Одаренный ребенок:иллюзия или реальность
Выполнила: Соловьева Алёна ДГЕ-101 Москва 2012
-
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
-
Так же можно сказать, что одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренныедети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности.
-
Признаки одаренности
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
-
Инструментальный характеризует способы его деятельности. Выделяются три основных уровня успешности деятельности: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
-
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
-
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности; Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов; Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
-
Роль семьи
Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе.
-
Взаимоотношения с учителями
Учителя неоднозначно относятся к одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий отказаться от позиции непогрешимости, не приемлющий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае повышенная критичность интеллектуально одаренного ребенка, его высокое умственное развитие, превышающее уровень самого педагога, вызовут у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга. Некоторые особенности личности таких одаренных вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как о крайних индивидуалистах, которое усиливается из-за отсутствия чувства дистанции со взрослыми у многих таких детей.
-
Наблюдения за одаренными детьми и сравнение их с «обычными» показывают, что у большинства маленьких детей есть своего рода гармония потребностей: ребенку хочется и сказку послушать, и побегать, и посмотреть мультфильм. «Обычные» дети любят кататься на велосипеде, любят цирк и мороженое, любят стрелять из рогатки и играть в школу.
-
У одаренных детей часто наблюдается определенная диспропорция потребностей. Одна потребность - умственная - вырастает чрезмерно, подавляя все остальное. Многие такие дети отстают в физическом развитии. Они с трудом овладевают физическими навыками - в основном потому, что не чувствуют к этому большой склонности. Возможно, что некоторое отставание других потребностей - в общении, в движении и т. д. - служит благоприятным фактором для развития одной - умственной - потребности.
-
Существуют две крайние точки зрения:
-
По данным ЮНЕСКО, Япония дает своим детям образование, по некоторым показателям едва ли не лучшее в мире. А вот открытий в Японии появляется совсем не так много, и, одна из первых по технологии стран, она по количеству нобелевских лауреатов в области науки находится на одном уровне с Венгрией. А первое место по числу научных открытий мирового уровня занимают США. И не только за счет ввоза мозгов, но еще и за счет необыкновенного престижа не образованности, а именно творчества. Уже много лет вся система образования в США, отбора детей в школы, специалистов, ученых организуется прежде всего по этому критерию.
-
Список литературы
Статья «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка» http://www.1540.ort.ru/integration/parents/group3_2.php 2. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.