Содержание
-
Критерии выявления одаренности учащихся
-
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
-
Критерии, положенные в основу классификации видов одаренности “вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики” “степень сформирован-ности одаренности” “форма проявления” “широта проявлений в различных видах деятельности” “особенности возрастного развития” «уровень достижений»
-
Основные виды деятельности
практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная.
-
Виды одаренностипо критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы психики»
-
Виды одаренности по критерию “степень сформированности одаренности”
Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
-
Виды одаренности в соответствии с критерием«форма проявления»
проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Явная одаренность Скрытая одаренность
-
Виды одаренности по критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” общая (или умственная) одаренность специальная одаренность
-
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.
-
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).
-
Виды одаренности по критерию “особенности возрастного развития”: поздняя одаренность ранняя одаренность
-
Виды одаренности по критерию «уровень достижений ребенка»
Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере. Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности. Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.
-
Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.
-
Критерии выявления одаренности:
активность, динамичность интеллектуальной деятельности; наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков; систематическое самообразование; креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах); темпераментные особенности; активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).
-
Методы выявления одаренных детей:
различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т. п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
-
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
-
Формы обучения детей в системе дополнительного образования
1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области; 2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса); 3) очно-заочные школы; 4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории; 5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; 6) детские научно-практические конференции и семинары.
-
Направления работы с одаренными детьми:
Вовлечение детей в деятельность по интересам; Организация олимпиад, соревнований, конкурсов; Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; Развитие умений самостоятельно работать; Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; Обучение творческим методам работы; Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
-
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми
Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют: а) общая профессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки; б) основные профессионально значимые личностные качества педагога. Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют: а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая: не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность; не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться; в) профессионально значимые личностные качества педагогов.
-
Таким образом, работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.