Содержание
-
Родительское собрание в 6-7 классахТема: «Одаренность ребенка: выявить и поддержать»
Разработала: Мухина С.Н. Педагог-психолог МОУ Кесовогорская СОШ
-
Цель:обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческихвозможностей ребенка. Задачи: ознакомить родителей с научными исследованиями одаренности ребенка; формировать у них научно адекватные и современные представления о природе, методах выявления и путях развития одаренности; рассмотреть возможности самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
-
Форма проведения: круглый стол. Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог. Подготовительный этап: тестирование учеников (Тест-анкета «Мои способности»). Оформление помещения, оборудование: цитаты на доске: «Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности» (Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999); «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов». (Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности. М., 1998)
-
Ход собрания 1. Вступительное слово классного руководителяо важности работы над проблемой одаренности детей. Вопросы для обсуждения: Одаренность. Чем одаренный ребенок отличается от способного, имеющего так называемую «высокую норму»? Каковы виды одаренности и какими методами они могут выявляться? Какова природа проблем, возникающих у одаренных детей? Всегда ли они являются следствием одаренности? Как помочь ребенку их преодолеть?
-
II. Обсуждение вопросов за круглым столом 1. Одаренность. Чем одаренный ребенок отличается от способного, имеющего так называемую «высокую норму»? Кл. рук-ль обобщает высказывания, подводит итоги: что такое одаренность, задатки, способности, талант, признаки одаренности (мотивационные, инструментальные, познавательные).
-
В учебной деятельности одаренные дети отличаются рядом черт Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи». Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравств. норм.
-
2.Каковы виды одаренности и какими методами они могут выявляться?
Кл. рук-ль обобщает высказывания, подводит итоги: Отечественные психологи выделяют 4 основных вида одаренности. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка). Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо деятельности). Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии). Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий). Специальная одаренность в свою очередь имеет несколько характерных типов (академически одаренные и интеллектуально одаренные, социально одаренные, спортивно и физически одаренные, творчески и художественно одаренные).
-
Как еще родитель может определить одаренность?
Просто внимательно наблюдая за своим ребенком : у детей уже с раннего возраста одаренность обнаруживается в самодеятельных занятиях. Как правило, в той сфере, которая привлекает, дети проявляет повышенный интерес и чувствительность. Также родители могут обратить внимание на такие особенности одаренных детей как чрезвычайная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, высокая требовательность к результатам собственного труда. Кроме того, они могут использовать специальный опросник «Типы одаренности ребенка».
-
В работе по выявлению и сопровождению одаренных детей существует ряд трудностей:
одаренность ребенка не всегда проявляет себя в творческом продукте; одаренный ребенок не всегда нуждается в развитии своих выдающихся способностей; современные методы индивидуальной и групповой работы часто не подходят для одаренных детей; динамика развития детской одаренности неравномерна: наблюдаются как яркие «всплески», так и неожиданные «затухания»; у одаренных детей наблюдаются весьма специфические кризисы, связанные с «затуханием» одаренности, знание специфики которых необходимо педагогам для профилактики «исчезновения» одаренности.
-
3. КАКОВА ПРИРОДА ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ? ВСЕГДА ЛИ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДСТВИЕМ ОДАРЕННОСТИ? КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ? Кл. рук-ль обобщает высказывания, подводит итоги:Негативными сторонами одаренных ребят являются следующие качества личности:Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, т. к. одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, т. к. уже с первых слов схватывает суть проблемы.Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
-
4. Тестирование родителей: Тест-анкета «Способности ребенка». Ознакомление с результатами тестирования детей. Итоговое значение показателей: 2-2,5 балла - способность слабо выражена; 2,6-3,5 балла - средняя степень выраженность способности; 3,6-4,5 балла - хорошая выраженность способности; 4,6-5 балла - яркая выраженность способности, одаренность. III. Подведение итогов собрания
-
Рекомендации родителям:
Как развивать одаренность детей ? При организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности ребенка . Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: Интернет, дистанционное и интерактивное обучение. Также родители должны помнить, что дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка . Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Для одаренного ребенка особенно важно повышенное внимание родителей и условия в семье, где он растет. Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий. Предоставление большей самостоятельности. Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах. Придание большего внимания физическому и нравственному развитию.
-
Что советуют психологи родителям во взаимодействии с их одаренными детьми ?
Удовлетворяйте потребности ребенка в безопасности, любви, уважении к себе и окружающим. Будьте терпимы к кажущимся вам странными идеям, уважайте любопытство ребенка. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому заниматься своими делами. Желания и цели детей принадлежат им самим.
-
Литература:
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999; Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности. М., 1998);
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.