Содержание
-
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования» (ГАУ ДПО СОИРО) Кафедра воспитания и социализации детей и молодёжи ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Выпускная квалификационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Олигофренопедагогика» ГОЛУБЕВОЙ НАДЕЖДЫ СЕРГЕЕВНЫ Научный руководитель: доцент ГАУ ДПО СОИРО Иванов Владимир Матвеевич Смоленск 2017
-
Организационно-педагогические условия
1. Социальные процессы происходящие обществе - новые цели образования - центр личность и ее внутренний мир. 2. В сознании обучающихся с нарушением интеллекта обучение и воспитание едины, поэтому формирование взглядов и принципов, норм поведения по отношению к окружающей их среде, социуму важны во всех формах деятельности. Учитель имеет определенный эталон развития, к которому стремится приблизить ребенка, с учетом средневозрастных норм развития, он создает такие условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. 3. Воспитание физически здорового, социально-ориентированного, и социально-адаптированного человека – это поддержка в нем положительных эмоций через благоприятную и комфортную образовательную среду. 4.Подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества- это создание условий для самореализации личности, повышение самооценки учащихся и их самоконтроля, мотивации учебной деятельности.
-
Программа развития
Основание: комплексность: план работы по коррекции здоровья каждого ребёнка учитывает медицинские показатели (школьный врач, медсестра), результаты психологической (школьный психолог, дефектолог) и педагогической (учитель) диагностик; достоверность: оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учётом социального статуса ребёнка, семьи, условий обучения и воспитания; гуманистическая направленность: опора на потенциальные возможности ребёнка, учёт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми; педагогическая целесообразность: интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.) и родителей.
-
Дорожная карта
Реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в образовании - разработка вариативной дорожной карты. разработаны и апробируются программы -индивидуальнаятраектория развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов, способностей; скорректированы планы учебно-воспитательной работы с учетом практико-ориентированной деятельности направленной на формирование жизненной компетенции обучающихся; налажено сотрудничество с учреждениями области по социализации обучающихся, их участие в социально значимых проектах. 2. Реализация дифференцированного подхода для лиц с интеллектуальными нарушениями развития является необходимым условием, т.к. помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться более эффективного раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы. 3. Реализация новых программ требует от учителей, преподающих географию, повышения своего теоретического уровня и творческого потенциала, постоянных поисков новых приемов работы.
-
-
-
Особые образовательные потребности - ФГОС
Стандарт - особые образовательные потребности: развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Деятельностный подход в обучении создаёт особые образовательные условия для развития мотивации и интереса к познанию окружающего мира, способствует стимуляции познавательной активности и позитивного отношения к окружающему миру.Функциями учителя при деятельностном подходе становится постановка задач, организация деятельности обучающихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов. Особенно актуальным становится процесс взаимоотношений учителя и ученика, их места в системе получения и передачи знаний, взаимного самовыражения и самореализации. Учащиеся наряду с учебными знаниями, имеют особые образовательные потребности – применение полученной информации в реальной жизни.
-
БУД и компетентности
Материал программ расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений, их практической направленности (академический компонент + жизненная компетенция). Такой подход в обучении, где используются два взаимодополняющих и взаимодействующих компонента, способствует развитию отношений учащихся с окружением в настоящем, а также помогает поддерживать сбалансированное развитие опыта школьников, учитывая их будущее, возможность стать более активными, независимыми и приспособленными в реальной каждодневной жизни. Базовые учебные действия и навыки (БУД) - базовые компетенции личности. Учитель организует процесс обучения так, чтобы формируемые знания были хорошо усвоены и учащиеся понимали главное в учебном материале. Жизненная компетенция – основа конечного результата обучения и воспитания личности обучающегося как вариант социально-психологической адаптации и интеграции выпускников в современное общество. Предметы естественно-географического цикла являются одними из самых продуктивных по формированию БУД, т.к. вырисовывают концепцию единого пространства людей и природы.
-
Развитие ключевых образовательных компетенций Уровень сформированности БУД по предмету
-
Курс географии
География – наука с комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия. Налаживает пути коммуникации человечества, развивает культурологический и гуманистический потенциал подрастающего поколения. Курс географии, как общеразвивающий предмет, в котором на протяжении всего курса пятилетнего обучения, прослеживаются межпредметные связи, имеет многие темы практической направленности, что способствует социализации ребенка. Содержание курса географии способствует развитию мышления, памяти, речи, воспитанию позитивного мировосприятия и мироотношения личности ребёнка, формированию его материалистического мировоззрения и дает богатейший материал для нравственно-духовного, патриотического и эстетического воспитания.
-
Целеполагание
Цель: формирование географической картины единого мира, сохранение природных и общечеловеческих ценностей, норм и правил международного сотрудничества и цивилизованного общения. Задачи: научитьучащихся наблюдать (видеть) и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи; показатьвзаимозависимость природных явлений, особенности взаимодействия человека и природы, значимость природоохранных мероприятий; развивать речь учащихся, обогащая её лексический запас природоведческой терминологией, воображение и абстрактное мышление; определять профессиональные ориентиры, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе; корригировать недостатки психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, их познавательные возможности и интересы; воспитыватьу учащихся навыки взаимо- и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения; содействоватьразвитию эмоционально-волевых (целенаправленность, терпеливость, настойчивость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность) и духовно-нравственных качеств личности (патриотические, этнографические, эстетические, экологические).
-
Принципы обучения
усиление практической направленности изучаемого материала; выделение сущностных признаков изучаемых явлений; опору на жизненный опыт ребёнка; опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности; введение в содержание учебной программы коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
-
АООП -УМК
Для достижения планируемых результатов освоения АООП всеми учениками была разработана и апробирована система дифференциации учебного материала по географии, в которой, учитываются образовательные потребности всех обучающихся с особыми образовательными потребностями. учебники географии для 6-9 классов (авторы Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина); географические атласы, которые даны в качестве приложения к учебникам; пособия «Знаешь ли ты географию?» (авторы Т.М. Лифанова, Н.Б. Пшеничная); рабочие тетради по географии для учащихся 6-9 классов(автор Т.М. Лифанова). Разнообразие модифицированных заданий составлено с учетом уровня обучаемости школьников и применяются на разных этапах изучения географии (в период проверки знаний, во время закрепления или в качестве домашнего задания). Несмотря на то, что в коррекционной школе содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям обучающихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер. Обучающимся по адаптированной программе необходимо постоянное повторение.
-
Технологии работы
Современные образовательные технологии делают занятия более наглядными и интересными, увеличивается дифференциация обучения и рационально организуется учебная деятельность, происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации личности, повышается самооценка учащихся и самоконтроль, повышается мотивация учебной деятельности. педагогика сотрудничества (командная, групповая работа); коллективного взаимообучения (организованный диалог, работа в парах); технология использования игровых методов: дидактические, ролевые, деловые игры и др.; проблемное обучение; информационно-коммуникативные технологии; здоровьесберегающие. Учебный процесс с использованием традиционных форм и методов работы (общеобразовательные, коррекционно-развивающие) и современных технологий (мультимедийные и цифровые образовательные ресурсы) позволяют школьнику с интеллектуальными нарушениями сформировать свой словарный запас посредством изучения географического материала и научных понятий, адаптироваться в мире современной страноведческой информации, расширить кругозор.
-
Мотивация-активизация
Нетрадиционный подход в преподавании предмета (интеграция и инклюзия) направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Использую на уроках методы проблемного обучения (групповые дискуссии), технологию взаимоконтроля, ИКТ, уроки «открытия» новых знаний, уроки-рефлексии, уроки развивающего контроля, уроки-тренинги. Эмоционально обогащаю урок и учу пользоваться различными источниками информации: 1. ребусы, головоломки, пазлы, кубики, карточки, … - стимулируют познавательную активность, развивают интерес к предмету; 2. видеофрагменты по теме урока, ресурсы Интернета способствуют осознанному усвоению материала, т.к. найти интересный материал к уроку могут и сами обучающиеся; 3. книги, газеты и журнальные статьи, детские энциклопедии, … - работа с текстом формирует навыки чтения и облегчает понимание прочитанного; 4. географические кроссворды - поиск слов их расшифровка в словаре, служат мотивацией в познании нового; 5. макеты географических объектов из пластилина развивают моторику, которая побуждает к разным формам деятельности, в том числе к мыслительной.
-
Ручной зоопарк Музей экологии Ипподром Московский зоопарк
-
Музей анатомии Планетарий СмолГУ ЕГФ Смоленский зоопарк Океанариум
-
Творчество=Успех
Стратегия современного образования – дать "возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и способности". Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс выполнения, и ее результат - все требует от личности максимального приложения сил. Только на уроках географии школьники изучают пространственное разнообразие жизнедеятельности, вклад людей в развитие мировой цивилизации.Новые знания формируются на основе предшествующих и получают развитие от курса к курсу школьной географии. Если детям с ОВЗ создать ситуацию успеха и педагогическую поддержку, они с удовольствием будут участвовать в олимпиадах и конкурсах,т.к. это приносит удовлетворение школьникам, вызывать у них положительные эмоции, интерес к географии как учебному предмету. Среди учеников нашей школы много победителей и участников различного уровня. Главное - дать не только прочные знания, но и содействовать всестороннему развитию личности, воспитанию нравственных качеств школьника.
-
-
-
Интернет - ресурсы
Карта: http://fony-kartinki.ru/_ph/49/2/828651956.jpg Глобус: https://img-fotki.yandex.ru/get/6209/66124276.66/0_702d0_c72aea87_orig Книги: http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356213.png Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/РанькоЕлена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.