Содержание
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОУ
-
Классификация экспериментов:
По характеру объектов, используемых в эксперименте По месту проведения опытов По количеству детей По причине их проведения По характеру включения в педагогический процесс По продолжительности По характеру мыслительных операций По характеру познавательной деятельности детей По способу применения в аудитории
-
Система работы:
1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников. 2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и т. д.) 3. Разработка конспектов по развитию познавательных способностей. 4. Организация с детьми совместных исследований в повседневной жизни. 5. Проведение бесед, рассматривание альбомов, энциклопедий, побуждающих детей к исследовательской деятельности. 6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью информационно-коммуникационных технологий
-
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки. 2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов-экспериментов. 3. Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа. 4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
-
Подборка практического материала для работы включает
Работу с детьми: конспекты НОД с элементами экспериментирования; перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов; диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности; картотеку опытов и экспериментов. Работа с родителями: консультации для родителей по данной теме; памятки.
-
Этапы эксперимента
Осознание того, что хочешь узнать. Формулирование задачи исследования. Продумывание методики эксперимента. Выслушивание инструкций и критических замечаний. Прогнозирование результатов. Выполнение работы. Соблюдение правил безопасности. Наблюдение результатов. Фиксирование результатов. Анализ полученных данных. Словесный отчет об увиденном. Формулирование выводов.
-
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
постановка проблемы, которую необходимо разрешить; целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); анализ полученного результата (подтвердилось - формулирование выводов.
-
недостатки при организации экспериментов
Эксперименты в детских садах проводятся крайне редко. Большинство экспериментов из числа организационных носит созерцательный характер. При их проведении отсутствует самостоятельная исследовательская деятельность детей. Часто эксперименты не получают логического завершения. Результаты экспериментов не всегда используются на последующих НОД Недостаточно развиты связи экспериментирования с другими видами деятельности – изобразительной, коммуникативной, продуктивной Зачастую выводы сообщаются воспитателем в готовом виде, к их формулированию не привлекаются дети. Иногда анализ результатов опытов подменяется анализом поведения детей и их отношения к работе.
-
Методические требования к подготовке и проведению экспериментов
Случайные наблюдения и эксперименты. Плановые наблюдения и эксперименты Эксперименты как ответ на детские вопросы Решение экспериментальных задач
-
Содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности.
-
ЖИВАЯ ПРИРОДА
1. Растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве) 2. Строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией: - корень – укрепление в почве, всасывание и накопление воды и питательных веществ; - стебель – «проведение» и накопление воды и питательных веществ; - листья – «приготовление» пищи и дыхание; - цветы и плоды – размножение. 3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных. 4.Многообразие живых организмов, их приспособление: - к среде обитания; - к сезону; - экологической системе; -природной (климатической) зоне;
-
ЖИВАЯ ПРИРОДА
5.Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода). 6. Факторы неживой природы ( вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу. 7. Характерные особенности сезонов (времен года): - в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса и т.д.); - в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни; -в разных климатических зонах.
-
8. Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы на примере конкретных объектов: - пруд – водная и водно-воздушная среда, бедная почва, много воды, недостаток света, невысокая температура; - лес – богатая почва, мало света, достаточно влаги и тепла; - луг – много света, нехватка влаги, достаточно тепла, почва беднее, чем в лесу; - город – недостаток влаги, повышенная температура, плотная и бедная почва, мало света ( из-за строений), наличие продуктов жизнедеятельности человека (мусор, загазованность), понятие об искусственной экологической системе, о роли человека.
-
9.Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой природы: -тундра – низкие температуры, недостаток света, вечная мерзлота в почвенном слое, повышенная влажность, короткое лето и продолжительная зима; - смешанный лес (тайга) – наличие сезонности, достаточное количество влаги, богатая почва, теплое лето, мало света; - пустыня – высокая температура, много света, недостаток влаги, бедная почва, особенности зимы (суточные колебания температуры); - саванна – высокая температура, бедная почва. достаточное количество света, сезон дождей и засухи, особенности зимы (отсутствие низких температур); - джунгли – высокая температура, богатая почва (но вымываемая водой), избыточная влажность, недостаток света, отсутствие низких температур в течение всего года; - Арктика и Антарктика – низкие температуры, отсутствие почвы, недостаток света, вода в двух агрегатных состояниях (твердом и жидком).
-
10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы: - живая и неживая природа (температура, освещенность, влажность, плодородие почвы и т.п.); - животные и растения; - растения и растения; - животные и животные; - человек и природа. 11. Представление о механизме приспособления, об эволюции животных и растений, о естественном отборе.
-
12. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и т.п.): - птицы – звери – насекомые – земноводные; - плотоядные (хищники) – травоядные – всеядные животные; - домашние – дикие животные; - зимующие – перелетные птицы…
-
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы). 2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое): - свойства и качества; - переход из одного состояния в другое; -круговорот воды в природе, водная система планеты Земля. 3. Планета Земля: - рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток; - природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).
-
4. Космос: - Солнечная система – планеты, спутники (естественные – Луна и искусственные); - небесные тела (метеориты, кометы) - солнечное и лунное затмение.
-
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование. 2. Магнетизм, процесс намагничивания – размагничивания, компас. 3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса. 4. Электричество (статическое), условия его возникновения, свойства электричества, материалы – проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное ( ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи) электричество. 5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо, особенности восприятия звуков человеком и некоторыми животными.
-
6. Тепло. Тепловые явления. Влияние тепла на свойства веществ, теплопроводность и теплоизоляция (условия потери и сохранения тепла), измерение температуры тел и веществ. 7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому. 8. Время, день и ночь, дни недели, месяцы, календарь, часы.
-
ЧЕЛОВЕК
1. Человек – живой организм: - особенности строения человеческого тела; - особенности строения и функционирования органов и систем; - человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных; 2. Человек – пользователь природы: - экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.); - роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф; - выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития (стадии роста, особенности размножения, ухода и пр.); - использование растений и животных, искусственный отбор.
-
РУКОТВОРНЫЙ МИР
1. Предмет как таковой: - предмет и его признаки (строение, функции. Форма, размер, цвет, назначение); - свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т.п.); - качество материала ( сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый ит.п.); - связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением. 2. Предмет – результат деятельности человека: - предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека (духовных, интеллектуальных, игровых, социальных, трудовых, бытовых и др.); - компоненты трудового процесса (цель, мотив, действие, операции, средства, результат) и его этапы (алгоритм деятельности).
-
РУКОТВОРНЫЙ МИР
3. Предмет- творение человеческой мысли: - многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования; - ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее); - возможность сделать предмет удобным и красивым; - отражение (зависимость) в предмете опыта человека-творца, его деловых и личностных качеств; - связи, отношения в системе человек – предмет – природа – человек.
-
К. Е. Тимирязев
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.