Содержание
-
Организация педагогического процесса. Новые методы обучения.
МБУ ДО Ивдельская детская школа искусств Преподаватель Брагина Е.В.
-
В современном мире школам даны широкие возможности выбораформ и методов работы с ними. «Метод обучения – это не толькоинструмент учителя, но и по словам А.С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика». Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на уроке. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» (Д. Пойя).
-
Новые подходы к организации педагогического процесса. Активные методы обучения. Активные методы обучения – это методы, характеризующиеся высоким уровнем активности обучающихся, их включенностью в учебный процесс, активизирующие и стимулирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
-
Отличительные особенности АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ: - целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; - достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной илиэпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия); - самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых; - интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т.е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – инструмент формирования умения и навыков учиться!
-
Активные методы обучения способствуют успешному формированию у обучающихся комплекса положительных деловых качеств: - способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи, проблемы;- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения - работать и самостоятельно, и в команде; - умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия, т.е. умение работать в коллективе;- знание уровня своей компетентности, умение анализировать и оценивать свои действия;- умение находить причины и источники критических, рисковых ситуаций;- способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и проекты;- готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;- умение избегать ошибок и просчетов;- способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;- умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;- умение имитировать наиболее характерные элементы деятельности человека в свете инновационных технологий, их максимальное приближение к реальности и др.
-
Почему АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ являются«активными»? В чем состоит эта «активность»? 1. Они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми. 2. Они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратится в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков и тренеров (играющих тренеров) сплоченных команд. 3. Эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников. 4. Процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.
-
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ позволяют оптимально решить одновременно учебно-организационныезадачи и функции: - подчинить процесс обучения управляющему воздействию педагога;- обеспечить включение в активную учебную работу, как подготовленных слушателей, так и новичков;- установить непрерывный контроль над процессом усвоения учебного материала;- реализовать учебные функции (закрепляются теоретические знания, отрабатываются новые приемы и методы, а также условия применения знаний и практических навыков, формирования методов познания и деятельности, саморазвития и самореализации);- реализовать производственные функции (отработать систему управления и его функции: организации производства, планирования, учета, контроля, анализа, координации, регулирования и т.д. для обеспечения стратегии бизнеса; спрогнозировать развитие предприятия, решить проблемную ситуацию и т.д.) с учетом будущей специальности и дисциплины;- реализовать исследовательские функции, как алгоритм принятия управленческих решений: выявление проблемы, постановка задачи, поиск решения проблемы и т.д.
-
Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся». Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся кактивной мыслительной и практической деятельности в процессеовладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного на обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
-
1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функция обучающихся – не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.
-
2. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя. Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыкамив процессе творческой самостоятельной работы, а также развитьсоциальное сознание.
-
3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.
-
4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский.
-
На сегодняшний день существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определенияактивных методов. Поэтому иногда понятия АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения : интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение всотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.
-
Формы работы, повышающие уровень активности обучения Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.); - Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);- Использование игровых форм;- Диалогическое взаимодействие;- Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации ;- Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);- Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично поисковый, творческий и др.);- Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);- Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);- Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);- Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);- Деятельностный подход в обучении.
-
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: - Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широкоприменяемый способ продуцирования новых идей для решения научных ипрактических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. - Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. - «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
-
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. - Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
-
В заключении хотелось бы сказать. Перед любой национальной образовательной системой припостроении и развитии сети образовательных организаций всегда стоит вопрос: «Чему и как учить?» Если «чему учить?» сегодня почти разрешенная проблема (здесь имеется в виду реализация государственных образовательных стандартов), то «как учить?» – вопрос многогранный и разносторонний. Перед учителем очень часто встают вопросы: «Как обеспечить одновременно эффективность и увлекательность образовательного мероприятия?». Данная задача решается с помощью применения АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.