Содержание
-
«Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка».
-
Цель-рассмотреть активные методы в обучении.
-
Задачи:1. Выделить теоретические основы активных методов обучения;2. Рассмотреть классификации и характеристику активных методов обучения;
-
Методы исследования:
Изучение проблемы в теории, методической литературе, разработка уроков по теме и апробация их, мониторинг результатов и их коррекция.
-
Ожидаемые результаты:
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях встречаемся с тем, что у ученика не сформировалась мотивация (интерес) к учению. Дети зачастую так информированы, что заинтересовать их программным материалом практически невозможно. Вот и встают перед учителем вопросы: Как донести учебный материал до ребенка? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как сделать так, чтобы научные знания стали не только основой, но и убеждением будущего гражданина? Все эти вопросы связаны с нахождением наиболее продуктивных методов обучения.
-
В исследовании поставлены следующие проблемы: - Проблема стимулирования творческой инициативы учащихся, связанная с недостаточной разработанностью педагогических условий развития поисковой мотивации учащихся.- Проблема психологической, содержательной и речевой специфики детского учебного процесса. Ученическое мышление отличается от мышления взрослого. - Организационные проблемы, требующие много временных затрат, активного развития у учащихся навыков самообучения, индивидуального подхода к ученику.
-
Научная новизна проекта
Предложенные мною основные интерактивные методы и приёмы обучения могут быть применены на любых уроках.
-
Глава 1.«Теоретические основы применения интерактивных методов в образовательном процессе».
-
Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Ведь именно сейчас, в наш век информативности, рождается огромное количество новых методов обучения.
-
Немецкие ученые доказали, что:человек запоминает только 10% того, что он читает20% того, что слышит,30% того, что видит,50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
-
-
-
-
Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к предмету и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
-
Глава 2. «Классификация активных методов обучения»
-
Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников(группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.
-
-
-
Характеристика основных активных методов обучения.
-
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
-
Анализ конкретных ситуаций ( case - study ) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
-
Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения; • взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии; • ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения; • оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
-
Первая фаза – фаза создания творческой атмосферы.
Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Мозговой штурм (мозговая атака, брейн-сторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: • творческое усвоение школьниками учебного материала; • связь теоретических знаний с практикой; • активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; • формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; • формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
-
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами.
-
Групповая консультация предполагает вовлечение всего коллектива обучаемых в творческое обсуждение поставленных вопросов. Вопросы формулируются обучаемыми (или их группами). Преподаватель помогает найти верный ответ. Групповая консультация наиболее эффективна при завершении изучения темы. Олимпиада выступает как активный метод обучения, если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ним учеников, а сама работа носит исследовательский характер. Индивидуальный тренажер - когда занятия проводят с помощью компьютера. Семинарские занятия – форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение учащимися темы, учебной проблемы под руководством учителя. Семинар направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебного курса. В процессе семинарских занятий учащиеся овладевают научным аппаратом, приобретают навыки устного и письменного изложения материала. Коллоквиум — форма проверки и оценивания знаний учащихся. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся.
-
СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – «одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу. СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ - «одновременный реллитейбл» - структура, в которой 2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме). ТАЙМД ПЭА ШЭА – структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
-
МИКС ПЭА ШЭА – структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему, используя структуру РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД ПЭА ШЭА (для развернутых ответов). РЕЛЛИ РОБИН – структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами. КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (ContinuousRoundRobin) «продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в рамках которой организовывается обсуждение какого – либо вопроса в команде по очереди более одного круга. ФИНКИН ЭЛАУД (размышления вслух) – обучающая структура, в рамках которой ученик комментирует, объясняет каждое своё действие.
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.