Содержание
-
Организация развивающего обучения в ДОУ
-
Цель
Выявить особенности организации развивающего обучения в ДОУ
-
Задачи
Изучить основные теории и концепции развивающего обучения Раскрыть понятие «Развивающее обучение» Проанализировать принципы и условия развивающего обучения Изучить методики и программы развивающего обучения в ДОУ Исследовать подходы к организации развивающего обучения в ДОУ
-
Развитие
это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
-
Развивающее обучение
Основы теории развивающего обучения были заложены Л.С. Выготским при изучении соотношения обучения и развития. Выготский считал, что существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. Л.С. Выготский
-
«...Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой» Л.С. Выготский
-
Последователи Л.С. Выготского
А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие. А.Н. Леонтьев П.Я. Гальперин
-
Реализация развивающего обучения в была предпринята Л.В. Занковым, в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ. Л.В. Занков Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов
-
Развивающее обучение – это
новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка подрастающего человека к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, к независимости в повседневной жизни.
-
Цели развивающего обучения
формирование теоретического сознания и мышления детей, начиная с самого раннего возраста; передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществлять различные умственные действия; воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.
-
Принципы развивающего обучения(В. П.Зинченко)
Принцип творческого характера развития. Процесс овладения ребенком культурой, целостной деятельностью содержит в себе единство воспроизводящей и креативной (творческой) тенденций. Принцип совместной деятельности и общения - это движущие силы развития, средство обучения и воспитания. Ребенок овладевает культурой не с помощью исключительно собственных действий, а с помощью действий взрослого, в общении с ним. Принцип ведущей деятельности. Любая деятельность является тем более эффективной, чем полнее вовлекаются в нее все способности и сущностные силы человека. Принцип определения зоны ближайшего развития. Обучение опирается на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности.
-
Принцип учета сензитивных периодов развития. Существуют оптимальные периоды обучения тому или иному предмету, усвоения предметных и умственных действий, способов общения, развития определенных психических процессов и свойств, качеств личности. Принцип амплификации (расширения) детского развития. Ребенку должен быть предоставлен широкий выбор разнообразных деятельностей, тогда у него проявляется шанс найти те из них, которые наиболее близки к способностям и задаткам ребенка. Принцип единства аффекта и интеллекта . Образование должно быть эмоционально привлекательным и ориентированным на познание, чувства и волю человека.
-
Условия, необходимые для развития интеллектуальных способностей дошкольников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов):
Развитию образовательной активности способствует вовлечение детей в решение проблемных ситуаций. Интеллектуальные и практические действия должны быть разнообразными. Следует постоянно менять форму вопросов и заданий. Содержание заданий должно быть трудным, но посильным. Чем больше материал связан с личным опытом, тем лучше. Особое внимание следует уделять эмоциональности и заинтересованности самого педагога.
-
Технологи развивающего обучения в ДОУ
Программа ТРИЗ для дошкольников - это коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
-
Методы и приемы развивающего обучения
Проблемное изложение (проблематизация) знаний - направлена на открытие новых для обучающихся закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем. Учебная задача (проблемная ситуация) - это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается обучающимся путем выполнения определенных действий. Моделирование - способ решения задачи в предметной, графической или знаковой форме. Учебная модель - изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Содержание модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно.
-
Проблемы развивающего обучения в ДОУ
Слабо реализуются в оснащении среды идеи развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка; Среда чаще всего статична, не мобильна. Дети не принимают участие в проектировании и изменении среды. Педагог обустраивает помещение забывая, что представления взрослого об удобствах, комфорте и уюте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом. Не всегда учитываются особенности детей: возраст, уровень их развития, интересы, склонность, личностные способности и т.д. Оснащение носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка; Ребенок малоактивен и несамостоятелен во взаимодействии со взрослым и развивающей средой.
-
Литература
Давыдов В.В. Теория развивающего о6учения. — М., 1996 Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова— Балашов : Николаев, 2005. — 76 с. Фаусек Ю. Педагогика Марии Монтессори. «Сфера», - 2000г. http://methodological_terms.academic.ru http://www.pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-1.shtml
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.