Содержание
-
Теория развивающего обучения как методологическая основа разработки и реализации ФГОС ДО
-
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечестваВ широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
-
Обучение– это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.
-
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову.
-
Авторы теории развивающего обучения в отечественной и зарубежной педагогике
Иоган Генрих Песталоцци Адольф Дистервег, Константин Дмитриевич Ушинский Лев Семенович Выготский Леонид Владимирович Занков Василий Васильевич Давыдов Даниил Давыдович Эльконин
-
Принципиально важным является положение Л. С. Выготского о том, что обучение должно «забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой, а не плестись в хвосте развития»
-
Зона актуального развития
совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни, к завтрашнему дню. Зона актуального развития определяется по уровню общего развития, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеческого опыта, творческости применения приобретенного в процессе образования и воспитания багажа. Это и уровень обученности и воспитанности ребенка. На базе наличествующего в зоне актуального развития простраивается зона его ближайшего развития.
-
Зона ближайшего развития
уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.
-
Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания — самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве со взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй уровень, более высокий, представляет собой зону ближайшего развития — область несозревших, но созревающих процессов, и составляет по Выготскому зону ближайшего развития «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая». Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно./
-
Структура развивающего обучения
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у воспитанника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия ребенок получает конкретный результат виде новых фактов. Таким образом, уже в самом процессе обучения он поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
-
Основная задача педагога
в процессе развивающего обучения – организация познавательной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения воспитанников в различные виды деятельности, использование в обучении дидактических игр, а также методов, направленных на обобщение творческого воображения, мышления, памяти, речи.
-
Вывод
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
-
Современная социокультурная ситуация развития ребёнка
Быстрая изменяемость окружающего мира Бóльшаяоткрытость мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр игрушек) Сложность окружающей среды с технологической точки зрения Необходимость формирования уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка, овладения ребенком комплексным инструментарием познания мира
-
В детском саду должны быть созданы предпосылки
-
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСДО
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко определены изменения в образовании, необходимые для формирования нового человека. Подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Общая целевая установка Федерального государственного образовательного стандарта, совпадает с целью системы развивающего обучения - «достижение оптимального общего развития каждого ребенка».
-
Что такое ФГОС ДО?
совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы.
-
Принципы, на которых основывается ФГОС ДО
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
-
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
-
Таким образом, впервые в нормативном правовом документе установлен ряд концептуальных требований.
Соответствие принципам развивающего образования. Интегративный подход к образованию дошкольников как альтернативы предметному. Использование адекватных возрасту форм работы с детьми. Осуществление образования через организацию детских видов деятельности (исключая учебную).
-
Ключевые слова
Деятельность Развитие Формирование Воспитание
-
Суть деятельностногоподхода - ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом, знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.
Только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности – игра – как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности. Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард) Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. (Г. Зиммель) Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить. (А. Дистерверг)
-
Новый подход в образовательной программе ДОО согласно ФГОС ДО
реализация содержания основной общеобразовательной программы на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данный принцип позволяет педагогу интегрировать содержание программы в различные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской и в том числе, что позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения.
-
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:
поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Выготский Л.С.) «схватывание» целого раньше частей, позволяет индивиду (в детском возрасте – «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей…» (Давыдов В.В.) «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т.)
-
Программа (план) должны строиться на основании следующих принципов
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка 2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования) 3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
-
Интеграция содержания дошкольного образования
состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса
-
Формы реализации принципа интеграции
1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы 2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса 3) Интеграция видов детской деятельности (Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы») - проект
-
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)
• содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей; • трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; • полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; • доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
-
-
Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста Комплексный метод руководства игрой Комплексный метод руководства игрой Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой
Развивающая предметноигровая среда Обогащение детей знаниями и опытом деятельности Активизация проблемного общения взрослого с детьми Передача игровой культуры ребенку
-
Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Обеспечение использования собственных, в том числе “ручных”, действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками
-
Организация разнообразных форм взаимодействия: “педагог - дети”, “дети - дети” Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя -организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах Психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса
-
Методы, повышающие познавательную активность
Элементарный анализ Сравнение по контрасту и подобию, сходству Группировка и классификация Моделирование и конструирование Ответы на вопросы детей Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
-
Методы, вызывающие эмоциональную активность
Воображаемая ситуация Придумывание сказок Игры-драматизации Сюрпризные моменты и элементы новизны Юмор и шутка Сочетание разнообразных средств на одном занятии
-
Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности
Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности Перспективное планирование Перспектива, направленная на последующую деятельность Беседа
-
Методы Коррекции и уточнения детских представлений
Повторение Наблюдение Экспериментирование Создание проблемных ситуаций Беседа
-
Выводы
Развитые государства мира в политике образования ориентируются на интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения, целенаправленное формирование критического и творческого мышления, на информационную компетентность обучающихся, на формирование способности быстрой социальной адаптации в изменяющемся мире. Широкое интегративное понятие «развивающее образование» требует инновационных педагогических технологий, построенных на полидисциплинарной основе и имеющих личностно-ценностную направленность проектирования нового типа развивающих образовательных сред, требует усовершенствованных средств и методов обучения и воспитания, методических материалов нового поколения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.