Содержание
-
-
Темирболат Мамсуров.
Первый осетинский поэт. Творчество Мамсурова отражало пессимистические переживания переселенцев алдаров, не ужившихся на чужбине, осознавших неудачу этого переселения. В его произведениях сильны элементы национализма и религиозности. В отношении формы он близок к народной поэзии.
-
Усни, поспи, пока твою Не ранят душу горести, А я тружусь, всю кровь пролью, Чтоб рос, не беспокоясь, ты. Без родины, без матери, Не знаешь, в чьем жилище мы. Кто нас поймет! Утратили Мы все и стали нищими. А родина разрознена, Там – спор из-за религии, Гнет царский, и злокозненны Раздоры превеликие. Сумей вступить в сражение За веру и обычаи, Избрав не унижение, А подвига величие! Будь с детства чужд турецкого*, Ведь кровь в тебе кавказская. А мы... Взыскать уж не с кого, Мы загнаны, затасканы.
-
Блашка Гуржибеков
БлашкаГуржибековявлялся первым дигорским поэтом. Основные мотивы его творчества: монархизм, верность царской колониальной политике на Кавказе, православию и осетинским народным верованиям и традициям. В отношении формы БлашкаГуржибеков был под сильным влиянием устного народного творчества.
-
КОСТА Кто не чтит твое имя и дело, Кто душой к твоим песням остыл? Кто с народом еще так умело На его языке говорил? Долго мучились души и руки Под ярмом и невзгод, и тревог. Только ты, оценив наши муки, Свет надежды во мраке зажег. Нам твой вещий фандыр – словно солнце, В нем душа, как в ребенке, чиста. Твое имя, что славят иронцы, Повторяют дигорцев уста. Пусть лицо твое нам не знакомо, Слово правды до нас ты донес, – С благодарностью отчего дома Говорит тебе родина: «Боз!»1
-
Сека Гадиев.
Сека Гадиев (1865—1915) занимает в осетинской литературе своеобразное место. Выходец из горской бедняцкой семьи, поэт-самоучка, он более тридцати лет был псаломщиком. Симпатии Сека Гадиева — на стороне горской бедноты: он бичевал феодалов, угнетавших бедноту, но не призывал к борьбе. Наоборот, поэт настроен христиански. Он — националист, активный миссионер православия. Действие большинства произведений Гадиева разворачиваются в сёлах Южной Осетии.
-
РОДИНА Скалы овеяны льдами вершин. Скалы стоят на ладонях долин. Север на Юг загляделся в упор. Лапы титанов — подножия гор Черные о гор упадают ручьи. Скалы сложили нам песни свои. Волнами черными издалека С Черного моря идут облака. Дали заставлены Черной горой. Залиты долы ненастною мглой. Жалобу шепчет, слетевшую с уст, Тихим ветрам можжевеловый куст.
-
Георгий Цаголов
Весьма значительную эволюцию проделал в своём творчестве Георгий Цаголов. В осетинской литературе Цаголов первый художественно изобразил новый тип осетинского кулака, являвшегося опорой царской администрации в угнетении и эксплуатации трудящихся Осетии. Необходимо отметить, что Цаголов писал преимущественно на русском языке и был под сильным влиянием русских поэтов, в особенности Некрасова и украинского поэта Шевченко. При советской власти он переводил на русский язык произведения осетинских писателей, был известен как талантливый публицист.
-
НОЧЬЮ В ГОРАХ Эта тихая, ясная, чудная ночь... Этих звезд изумрудное море... И зовущая в высь мироздания мощь В синем, синем бездонном просторе... Серебристых титанов задумчивый ряд... Рев глухой и сердитый потока И разлитый вокруг, где б ни кинул ты взгляд, Нежный сумрак... глубокий... глубокий... Все земное забыто... все грязь, суета... Полон дух неземных наслаждений... Это ты здесь живешь и царишь, красота!.. Это – ты, колыбель вдохновенья!..
-
Коста Хетагуров
Коста Хетагуров — остаётся самым популярным осетинским писателем. Основные мотивы творчества Коста Хетагурова — протест против административного произвола, призыв к единению осетин без различия классов. Поэт сочувственно изображал жизнь горской бедноты. Произведения Хетагурова, разоблачающие произвол самодержавия, имели в своё время «революционизирующее значение».
-
СЕРДЦЕ БЕДНЯКА Зима и нас не миновала, В рост человека выпал снег, И злая стужа с перевала Уж замостила русла рек. Здесь ночи тягостны и длинны... Когда ж весна придет опять? Поужинав, не жжем лучины; Нет кизяка – ложимся спать. Бедняк живет в хлеву и стойлах, К труду его – вниманья нет, И жесток ложа серый войлок. И плод забот его – обед. Все дни его полны трудами И утешенья лишены, Но, горю вопреки, ночами Он видит радостные сны.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.