Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно –эстетическому развитию детей №22 «Тополёк» Презентация программы Эмоциональное развитие детей 6-7 лет
Педагог-психолог Высшей категории 2017 год Савченко Ольга Евгеньевна
-
-
Пояснительная записка Рабочая программа разработана и реализуется в ОУ на основе примерных ООП ДО, разработка которых обеспечивается на основе ФГОС Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
-
Цель –повысить понимание и осознание ребенком своих эмоциональных состояний и взаимоотношений с окружающими.
-
Задачи: 1 Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное переживание, объяснить, что оно означает, и помочь дать ему словесное обозначение; 2 Обучить способам регулировки и смены эмоциональных состояний, элементам расслабления. 3 Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие эффективности и адекватности в процессе общения; предсказать его нежелательные черты характера и поведения;
-
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей: > снятие эмоционального и мышечного напряжения; > снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; > развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; > развитие внимания, восприятия, речи, воображения; > развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; > развитие игровых навыков, произвольного поведения.
-
Программа основывается на положениях: 1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста; 2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования; 3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.
-
Структура занятия Подготовительный этап (десять минут) Задача: Настроить группу на эффективную общую работу, установить эмоциональный контакт внутри всей группы, подготовить артикуляционный аппарат к работе, улучшить ритмику организма, тонизировать работу мышц глаз, улучшить кровообращение мозга. Содержание: дыхательные, глазодвигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мышц рук, на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений. Основной этап (25 минут) Задачи: повышение эмпатии к себе, к другому человеку, развитие навыков описать и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого. Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, слабой самоорганизации и др. Содержание: этюды и кейсы, игры на повторение отдельных особенностей характера, сказкотерапия, рисование своих проблем, обучение методикам самопомощи в сложных ситуациях.
-
Тематика мероприятий строится в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются: развивающие игры (на развитие навыков общения), упражнения (на мышечную релаксацию), этюды, рассматривание рисунков, рассказ психолога, рассказы детей, сочинение историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования, психогимнастика, релаксационные паузы, физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики, прослушивание музыкальных произведений и др.
-
Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок ― итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями. Время занятий соответствует нормам СанПиН.
-
Условия реализации программы. 1. Создание атмосферы честности, доверия, тепла, тем самым обеспечение надежности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка — на успех у каждого из детей. 2. Внимательное и уважительное отношение к персональным склонностям и способностям детей. Поддержка и развитие того, что оригинально, что является важным вкладом каждого ребенка в группу. 3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений. 4. Поощрение и поддержка каждой попытки детей управлять своим поведением, объяснить свою точку зрения; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди. 5. Стимуляция мотива «быть не хуже других». 6. Занятия рассчитаны на возраст детей 6–7 лет. Всего 26 занятий. Продолжительность каждого занятия 35 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся уроки один раз в неделю. Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на теплом полу) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия. 7.Занятия могут проводиться с детьми любой степени готовности к школе. Форма проведения занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
-
Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений состоит из 26 занятий и рассчитана на 1год. (подготовительная группа детского сада). Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью-30-35 минут с подгруппой 10-12 человек, возможно и полным составом группы. Занятия проводятся в помещении группы, в котором участники могут спокойно располагаться и передвигаться. Система работы состоит из цикла тематических встреч и рассчитана на год для детей подготовительная группы. Используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой программе.
-
Тематический план занятий на год
1. «Я МОГУ» 2. «Радость!» 3. «Доброта». 4. «Я смогу» 5. «Хорошо ли быть одному» 6. «Мое настроение» 7. «Я сержусь» 8. «Когда опасен гнев» 9. «Можно ли справиться со злом» 10. «Всегда ли мы поступаем правильно?» 11. «Я обиделся» 12. «Учимся справляться с чувством обиды» 13. «Учимся честно говорить о проступке» 14. «Зачем человеку чувство стыда? 15. «Всегда ли мы правы?» 16. «Вредина» 17. «Ссора» 18. «Мои проблемы» 19. «Я боюсь!» 20. «Лабиринт страхов » 21. «Я больше не боюсь» 22. «Я удивляюсь!» 23. «Счастье» 24. «Я люблю!» 25. «Волшебники» 26. «Заветное желание»
-
В содержание каждого занятия входит
1. Кинезилогический комплекс на ….звук 2. Упражнение 3 Беседа 4 Игра 5 Сказка 6 Рисование
-
Содержание занятий
Занятие 1 «Я могу» 1. Кинезилогический комплекс №1 звук «с» 2. Упражнение «Доброе животное» 3. Упражнение «Гусеница» 4. Беседа «что я умею делать?» 5. Игра, «Какой я?» 6. Игра «Хочу сделать что-нибудь хорошее» 7. Сказка «Случай в лесу» 8. «Лучше всего я умею…» - рисование
-
Организация текущего и промежуточного мониторинга развития детей ДОУ.
Задачи психологического обследования с письменного разрешения родителей Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов. Контрольный этап позволяет увидеть эффективность проведенной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравнив
-
Методическое обеспечение изучения эмоциональной сферы ребенка
Работа по программе начинается и заканчивается диагностикой изучения особенностей эмоциональной сферы ребенка. Проводятся: 1. методика «Выбери нужное лицо» (авторы Тэммл, Дорки, Амен), Агафонова И.Н. - для оценки уровня личностной тревожности ребенка; ; 2. рисуночная методика Дж. Бака «Дом-Дерево-Человек», методика «Рисунок несуществующего животного», тест «Страхи в домиках» - анализируются признаки по следующим параметрам: тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, трудности общения, незащищенность. 3. Определение умственного развития как показателя интеллектуального развития Методики «Рисунок человека», Игра “Секрет”- для того чтобы обнаружить скрытые избирательные отношения, симпатии детей, и выяснить, повлияют ли личностные симпатии на характер взаимовлияния детей в совместной деятельности.
-
Методическая организация изучения эмоциональной сферы ребенка Для того чтобы обнаружить скрытые мотивы, симпатии детей, и выяснить, повлияют ли личностные предпочтения на характер взаимовлияния детей в совместной деятельности, эффективно можно использовать игру “Секрет”, разработанную группой сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством Т.А. Репиной. Для оценки уровня агрессивности – «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов, 2оо1), для исследования эмоционального состояния – рисуночная методика Дж. Бака «Дом-Дерево-Человек», методика «Рисунок несуществующего животного», тест «Страхи в домиках» Для оценки степени личностной тревожности ребенка проводится методика «Выбери нужное лицо» (авторы Тэммл, Дорки, Амен),
-
Ожидаемые результаты
Знать: что означают их имена; что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнерами противоположного пола; об относительности в оценке чувств; о связи и взаимозависимости человека и животного; какие существуют особенности общения между собой; Уметь: понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир; устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения; выражать свои чувства, и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию; понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам; рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции; переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми; принимать гостей у себя дома; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;.
-
Оценка эффективности использования программы
По оценкам эффективности этой программы и отзывам , в результате занятий ребенок легче адаптируется в группе детей, у него растет самооценка, он знакомится и обучается навыкам релаксации и саморегуляции Ребенок, становится по своему психологическому состоянию заметно более уравновешенным, внутренне обновленным. У детей, отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах. У ребенка нивелируется влияние нежелательных черт характера и поведения.
-
Список литературы для родителей 1.Aлексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста.- СПБ.; Речь, 2007 2. Корнеева E.Н. Детские капризы-Ярославль: Академия развития, 2002г. 3.Cиротюк A.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2002 г. 4.Tкач Р. M. Cказкотерапия детских проблем. – СПБ.: М.: Сфера, 2008.
-
Список литературы
1. Aлексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возрaста.- СПБ.; Речь, 2007 2. Денисов П., Денисов Г. Прогрaмма «Гимнaстика мозг». Ч.1 и 2/ Пер. С.М. Масгутовой. М., 1997 3. Mаралов В.Г. Фралова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников,- М.:- ТЦ Сфера, 2008.- 3. Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. – М., 1999 г 4. Сакович Н.A. Практика скaзкотерапии:- СПБ.: Речь, 2004. 5. Сиротюк A.Л. обучение детей с учетом психофизиолoгии. - М.,2000.. 6. Сиротюк A.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2002 г. 7. Сиротюк A.Л. Cиндром дефицита внимaния с гиперактивностью. – M.:ТЦ Сфера, 2003 8. Стишенок И.В. Сказкa в тренинге - СПБ.: Речь, 2005. 9. Кряжева Н.Л. Развитие эмoционального мира детей. Пoпулярное пособие для родителей и педагoгов. – Ярославль.: Aкадемия развития, 1997. 10. Лютова Е.K., Mонина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб.: Речь, ТУ Сфeра, 2001 11.Ткач Р. M. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ.: М.: Сфера, 2008. 12.Шипицына Л.M., Защиринская о.В., Воронина A.П., Нилова Т.A. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстникaми (для детей 3-6 лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2000 13.Шaнина Г.Е. Упражнeния специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – M., 1999 г. 14.Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., Просвещение: Владос, 1995
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.