Содержание
-
Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников Учитель-логопед Н.Е. Ракова Голышманово - 2017
-
Скорость накопления словаря в дошкольном возрасте
-
Методика словарной работы в возрастных группах Младший дошкольный возраст Чем обогащаем словарь? · существительными – названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений, овощей, фруктов, домашних животных, их детенышей и др.; · глаголами, обозначающими конкретные действия; · прилагательными (большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый); · наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).
-
Средний дошкольный возраст Над чем работаем? расширение активного запаса слов; учить сравнивать предметы с выделением их признаков; активизировать словарь прилагательных и глаголов на основе расширения и углубления представлений (лиса рыжая, хитрая, осторожная). антонимы для обозначения величины, цвета (большой – маленький, длинный – короткий, светлый – темный), формирование обобщающих понятий (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда).
-
Этимология (значение) названий (подоконник – доска, встроенная под окном; какую посуду называют кухонной, столовой, чайной? Почему?). Подбор эпитетов, антонимов, синонимов без наглядного материала, в словесных играх «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». Знакомство с многозначными словами.
-
Старший дошкольный возраст формировать умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять –- бежать), со сходным значением (веселый – радостный, прыгать – скакать и др.); использовать слова, обозначающие материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок, осваивается природоведческий словарь.
-
Рекомендуемые упражнения и игры: 1. употребление детьми наименований предметов и их признаков.«Что можно шить? штопать? примерять? надвинуть? застегнуть? подпоясать? завязать? надеть? Шарф (какой?) – теплый, легкий, длинный, короткий, узкий, широкий, вязаный, красивый. 2. классификацию предметов и их обобщение: · распределение слов по группам: овощи, посуда, растения и др., по родовому и подродовому признаку: транспорт – железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, машины – сельскохозяйственные, бытовые, военные; · исключение из заданной группы предметов и слов, не обладающих общим признаком (стол, стул, диван, стакан; · обобщение через противопоставление (ласточка – птица, а бабочка? платье – одежда, а туфли?); · подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец – горький, жгучий; - работа с загадками: отгадывание и придумывание, - составление рассказов детьми.
-
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка Первый год жизни (подготовительный период) В эмоциональном общении ребенок выражает чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. По мере накопления словаря слова становятся обозначениями предметов и действий – развивается активная речь детей. Следовательно, зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения. Конец первого – начало второго года жизни: появляются первые осмысленные слова, выражающие желания и потребности ребенка. Слово имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов.
-
Третий год жизни: быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, усложняется структура предложений. Дети осваивают разные формы речи: диалог, монолог, инструкция, сообщение и др. Происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью - возникновение планирующей функции речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями.
-
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают активную беседу, дополняют и поправляют ответы других, формулируют вопросы. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.