Содержание
-
«Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста»
«Язык как средство общения- это, прежде всего, язык слов»
-
Методика развития словаря детей дошкольного возраста
Значение слова можно определить на основе: Соотнесенности слова с предметом связи слова с определенным понятием соотнесенности слова с другими лексическими единицами. Из этого вытекают два направления в словарной работе с дошкольниками : Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование синонимов, антонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой речи. Освоение ребенком предметной соотнесенности слов и их понятного содержания. Оно связано с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений.
-
-
-
-
-
Экскурсии
-
Рассматривание картин
-
Художественная литература
-
Черный, проворный кричит:кракВсем червям - враг (Грач)
-
-
-
Методические требования занятиям:1. Предметы для сравнения подбирают таки образом, что бы было достаточное количество сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части тела, детали, материал, назначение)2. Сравнение должно быть плановым, последовательным – от сравнения предметов в целом к вычислению и сравнению частей и затем к обобщению.3. Основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видели, точно подбирать нужные слова и формировать ответ.4. Дети должны проявить максимум речевой активности.
-
Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуется упражнения и игры, направленные на:1.)Употребление детьми наименование предметов и их признаков «Что можно» (шить, штопать, примерять, надвинуть, подпоясать, завязать, надеть). За правильный ответ ребенок получает фишку выигрывает тот у кого больше фишек.2).Классификацию предметов и их обобщение.
-
Приемы толкования значения слов:1.)Объяснение путем показа картинки.2.)Сопоставление с другими словами ( надевать – что? одевать- кого?)3.)Объяснение этимологии слова («мышкует», «дрозды-рябинники»)4.)Составление словосочетаний и предложений с объяснением слов.5.)Пояснение одного слова другим, сходным по значению (мужественный – храбрый)6.)Подбор антонимов7.)Объяснение значения слова через его определение ( березняк-березовый лес)8.)Сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов. Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты. Фразеологизмами обогащает детей образная речь окружающих взрослых и художественное слово.
-
Таким образом, задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания, в умении ребенка свободно и ясно излагать свои мысли. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.