Содержание
-
Особенности ценностных ориентаций младших школьников
ГБОУ СОШ № 1393 ЮВАО г. Москвы Губарева Людмила Петровна Москва, 2013
-
Проблема исследования: каковы особенности ценностных ориентаций современных младших школьников? Объект исследования: ценностно–смысловая сфера личности младшего школьника. Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций младших школьников. Цель исследования: выявить особенности ценностных ориентаций младших школьников.
-
Гипотеза исследования:
Гипотеза Возможность достижения учеником более высоких результатов и развитие задатков и способностей в образовательной деятельности повысится при следующих организационных условиях , если: Осуществление диагностики и мониторинга признаков проявления повышенных способностей детей в различных видах деятельности. Осуществление уровневой дифференциации в обучении младшего школьника по ФГОСам. Привлечение родителей к наблюдениям за проявлениями повышенных способностей детей и создание условий для их развития. 4. Увеличивать число школьных предметных кружков и факультативных курсов. Развивать практику общеклассной и индивидуальной проектной деятельности учащихся. Использовать ресурсы социального партнерства.
-
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций младших школьников. Рассмотреть особенности формирования ценностных ориентаций у младшего школьника на основе психолого-педагогических исследований. Дать характеристику основным методам изучения ценностных ориентаций. Определить особенности ценностных ориентаций современного младшего школьника.
-
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования. Методика изучения мотивационной сферы учащихся. Анкетирование и мониторинг учащихся начальной школы. Диагностика с помощью игры соревновательного типа. Опросник для определения уровня воспитанности учащихся начальной школы.
-
Ценностные ориентации
это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением.
-
Существующие методики:
Методика М. Рокича Методика Ш. Шварца Методика Х. Вантоила, Ю. Гилсписа Методика Дж. Гиллеспи и Г. Олпорта
-
1.Тестированиеучащихся
Проводилось с целью выявления ведущих, доминирующих мотивов в мотивационной сфере учащихся. Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы.
-
Диаграмма распределения доминирующих мотивов:
-
Выводы по методике:
Значимыми в мотивации младшего школьника являются узколичностные мотивы – мотивация благополучия и престижа. Мотивация долга и ответственности у учащихся находится на среднем уровне. Мотивы содержания учения занижены. Мотивация самоопределения и самосовершенствования находится на низком уровне.
-
2.Анкетирование учащихся
Проводилось с целью выявления значимых ценностей у учащихся: эстетические интеллектуальные общечеловеческие материальные
-
График результатов ранжирования предпочтений:
-
Выводы по методике:
Для ребенка имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой. Ценности, направленные на других людей: дружба, взаимопомощь, альтруизм - для ребенка являются менее значимыми. Для младшего школьника огромное значение имеет мнение учителя. Отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения. Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста. Материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.
-
3. Диагностика учащихся с помощью игры соревновательного типа
Проводилась с целью выявления альтруистических позиций учащихся.
-
Распределение выбора действия учащихся:
Тур № 1 Тур № 2
-
Дети считают интересными : Математику – 16 чел. 55% Русский язык - 5 чел 17 % Литературное чтение - 9 чел 31% Иностранный язык - 4 чел 14 % Физкультура - 9 чел 31 % ИЗО - 8 чел. 27 % Технология 2 чел 7 % Окружающий мир - 4 чел 14 % Музыка 3 чел 10 %
-
Из проведённой диагностики видно , что интересы детей высоки в гуманитарной сфере, в художественной деятельности , в природе и естествознании , меньше всего выявлено проявление коммуникативных интересов. Математика и техника – 45 % Гуманитарная сфера – 76 % Художественная деятельность – 69 % Физкультура и спорт – 55 % Коммуникативные интересы – 34 % Природа и естествознание – 69 % Домашние обязанности – 48 % Палитра интересов учащихся 2 «А» класса
-
Маршрутный лист ученика. Тема урока Сложение вида 38 + 54. 1 Соединить примеры парами. 5 + 6 4 + 7 7 + 4 7 + 5 2 + 9 9 + 2 5 + 7 6 + 5 2 а ) Бабушка посадила 10 грядок моркови, а капусты – на 3 грядки меньше. Сколько гря- док с морковью и капустой у бабушки в огороде? ? б ) Дедушка с внуком решили кормить кур. Во дворе были 6 кур. Прибежали ещё 3 курочки. 1 курочка убежала. Сколько осталось кур? в ) Мама развела несколько цветов . Маша помогала маме. Когда она полила половину цветов, осталось полить ещё 7 цветов. Сколько цветов посадили мама с Машей? 3 68 , 69, 71, 70, 71 Ваша оценка : 13 – 14 баллов – «5» 9 – 12 баллов – « 4» Менее 8 баллов – « 3»
-
Выводы по методике:
Младшие школьники в нашей выборке значительно больше ориентированы на свой собственный успех, чем на помощь другим людям. У младших школьников чувство коллективизма начинает формироваться, в некоторых случаях они готовы помогать своим друзьям, если это не противоречит их собственным желаниям и потребностям.
-
4. Опросник для учащихся
Проводился с целью определения уровня воспитанности учащихся.
-
Распределение показателей воспитанности испытуемых:
-
Выводы по методике:
У обучающихся в основном преобладают признаки среднего уровня проявления нравственных качеств личности. Лидируют критерий ценности «культурный уровень» и «бережливость». Критерии ценности «Долг и ответственность» и «чувство товарищества» у учащихся находятся на низком уровне.
-
Обобщение результатов исследования:
Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Такие нравственные ценности, как дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм менее в иерархии ценностей младших школьников. Гораздо большее значение для ребенка имеет его собственный успех и благополучие. Успехом в данном случае являются похвала учителя, получение награды, обладание красотой, умом, богатством.
-
Рекомендации:
Основываясь на результатах данного исследования, можно дать рекомендации учителям и психологам, тьюторам, на какие вопросы в воспитании детей следует обратить особое внимание. Эта работа может явиться базой для дальнейших исследований, посвященных выявлению форм и методов организации работы по формированию ценностных ориентаций у детей. Также, знания о том, что является ценным для современного младшего школьника, могут быть очень полезны работникам сферы образования и родителям.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.