Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы»»Ознакомление дошкольников с функциональными нарушениями зрения с произведениями живописи
Подготовили: учитель-дефектолог Кожевникова Эльвира Нороловна, старший воспитатель Савельева Ирина Владимировна, декабрь 2022 И. Левитан «Большая вода» И. Грабарь «Февральская лазурь» И. Грабарь «Февральская лазурь»
-
Особенности восприятия изображений дошкольниками с нарушением зрения
У детей с нарушением зрения снижен объем восприятия. (за большее время ими воспринимается меньшее количество персонажей и объектов картины (неточность, пропуск деталей изображения). Малая дифференцированность(путают похожие объекты и предметы по форме и величине) Дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами картины. Слабо различают цветовую гамму картину. С трудом определяют эмоциональное состояние персонажей, позу, действие. Затруднен процесс восприятия глубины изображений в пространстве. Дети с амблиопией и косоглазием тратят на восприятие картины в 2-3 раза больше времени, чем их нормально видящие сверстники. В связи с этим ухудшается качество восприятия.
-
Коррекционные задачи
Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога по обучению восприятия произведений живописи направлена на восстановление нарушенных функций зрения (цветоразличительной, прослеживающей, ориентировочно-поисковой и др.), повышение остроты зрения, расширение и углубление знаний о явлениях и предметах окружающего мира; формирование способов зрительного обследования предметов; формирование мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации); развитие зрительной памяти и внимания; развитие эмоционально-волевой сферы (понимание эмоций, чувств, овладение невербальными способами общения);
-
Пропедевтическая работа
Ознакомление детей с нарушением зрения с произведениями живописи лучше начинать с непосредственного наблюдения за объектами природы или предметами быта.
-
Алгоритм рассматривания картины
Важно научить рассматривать произведения живописи планомерно и целенаправленно картина предлагается целиком для первоначального восприятия (самостоятельное рассматривание); картина рассматривается по частям (используем рамки; в первую очередь - крупные или яркие объекты, затем - второстепенные); картина вновь предлагается для целостного восприятия; определяется место действия, время года, часть суток, состояние погоды; определяются действия героев картины (в данный момент, до изображаемого события, после него); А. Пластов «Сенокос»
-
Развитие восприятия позы
локализация заданного объекта среди массы объектов, отличающихся друг от друга позой; воспроизведение изображённой на картине позы (на шарнирных куклах, на собственном теле, из составных частей, при помощи спичек или счётных палочек);
-
Приём оживления
А. А. Пластов «Летом» В.М. Васнецов «Алёнушка»
-
Творческое задание «Я скульптор» по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
-
Восприятие мимики
рассматривание картинок с различными выражениями лиц (радость, покой, грусть, страх, гнев, удивление); соотнесение схематичного изображения мимики с различными по настроению лицами; воспроизведение заданного настроения на собственном лице перед зеркалом или определение настроения товарища по мимике его лица; В. А. Серов «Микка Морозов»
-
Восприятие сказочно-былинного жанрав изобразительном искусстве
В. Васнецов «Богатыри», «Иван царевич на сером волке» Работа над позой, мимикой, жестом; Знакомство с историческими событиями, литературой, костюмом;
-
Развитие глубины пространства
обращаем внимание на размещение различных планов изображённого: передний, средний, дальний планы; учим видеть засолённость одного объекта другим; П. Кончаловский «Поднос и овощи»
-
учим воспринимать и понимать цветовые решения, которые использовал художник, (работа с цветными карточками); выясняем, какое эмоциональное состояние вызывает произведение, что мы чувствуем, когда смотрим на картину, что пытался передать нам автор; выбираем музыкальный фрагмент; придумываем название картине, сообщение названия автора. вновь обращаемся к деталям произведения для уточнения образов;
-
Работа с силуэтными изображениями
рассматривание и узнавание персонажей и объектов в цветном, силуэтном или контурном изображении (узнай, назови, выбери, кто или что было изображено на картине); определение взаимного местоположения персонажей и объектов в силуэтном изображении (расставь всё, как на картине). Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка» И. Левитан «Март»
-
Восприятие пейзажа
учим различать времена года по характерным признакам; подбираем слова - признаки к заданному времени года; рассматриваем и сравниваем различные этапы одного времени года в изображениях одного художника ; ( например - золотая осень, поздняя осень); обращаем внимание на различение времени суток (обозначение их цветами - розовый, голубой, синий, чёрный); выделяем место действия (использование иллюстраций с изображением города, деревни, леса, сада, озера, комнаты и т. д). И. И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»;
-
Сравнение пейзажей
А. Куинджи «Берёзовая роща» и И. Левитан «Берёзовая роща»; И. Шишкин «Зима» и «»Дубовая роща»;
-
Тонограммы
-
Прозрачные картинки
Подготовка к аппаратному лечению, развитие стереоскопического зрения.
-
Как бы выглядел пейзаж И. Левитана «Золотая осень» в другое время года
-
Развитие творческих способностей
рисование (краски, песок, пластилин, процарапывание); съёмка телепередачи «Репортаж из музея»; виртуальная экскурсия в музей; использование ИКТ для увеличения фрагментов картины; квест по живописи В. Васнецова; викторина «Знатоки»; синквейн;
-
Рисуем море
И. Айвазовский «Девятый вал» «Крым»
-
Рисование портрета Пушкина
Б. Дехтярёв «Сказки А.С. Пушкина»
-
Рефлексия
Вхождение в картину (запахи, тактильно-осязательные образы, представление температурных ощущений). «Пейзаж». Предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, весёлым. Дети выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Синквейн Первая строка – название темы (одно существительное); Вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; Третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); Последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. И. Шишкин «Рожь»
-
Вывод
Таким образом, организуя коррекционную работу по преодолению недостатков зрительного восприятия, в процессе ознакомления детей с функциональными нарушениями зрения с произведениями живописи, мы способствуем освоению ими действительности в форме художественных образов, приобщая тем самым к общечеловеческим, духовным ценностям, к искусству. А. Саврасов «Грачи прилетели»
-
Приглашаем к сотрудничеству
hrustalic2@mail.ru МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» 424038, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кирова, 1 «а», тел.: (8362) 21-88-93 (факс), (8362) 22-28-66
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.