Содержание
-
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Рассматривание сюжетной картины как средство развития чувственного опыта у детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения Автор: учитель – дефектолог (тифлопедагог) высшей категории Лукьяненко Елена Антоновна
-
Для художественно-эстетического воспитания детей и развития их чувственного восприятия большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства Наиболее доступной является возможность знакомить детей с живописными произведениями, их жанрами – портретом, натюрмортом, пейзажем, бытовым, историческим, батальным, мифологическим и т. п., используя для этого репродукции высокохудожественных картин
-
И. Шишкин, К. Савицкий «Утро в сосновом лесу» А. Саврасов «Грачи прилетели»
-
И. Левитан «Золотая осень» В. Васнецов «Богатыри»
-
Для полноценного восприятия художественного произведения детьми, необходим запас наблюдений, опыт положительно-активного отношения к окружающему, умение рассматривать картину Ввиду чего педагогическую работу по ознакомлению детей с живописью следует начинать с организации первоначального чувственного познания, с обучения рассматривания, например, сюжетной картины В основе рассматривания сюжетной картины лежит восприятие детьми окружающей жизни Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей
-
У детей с нарушениями зрения имеются особенности в восприятии картины, которые важно учитывать: 1). Рассеянное внимание. Дети быстро рассматривают и ничего не видят, т.е. не умеют видеть; 2). Уменьшена скорость восприятия; 3). Сложно воспринимают картину, не видят второй и третий планы, перспективу. Всё это должно соблюдаться при работе с картиной
-
В процессе рассматривания картины учим: Выделять, узнавать и называть объекты на двух-, трёх- плановых картинах; Целостно воспринимать и описывать персонажей картины (мимика, эмоциональное состояние, жесты, позы, характер движения, действия героев); Определять взаимное расположение объектов картины; Воспринимать и описывать сюжет по плану: время, место события, что происходит; Устанавливать причинно-следственные связи на основе осмысления воспринятого с привлечением опыта детей.
-
Из опыта работы:с детьми старшего дошкольного возраста накануне Нового года рассматривалась картина «Новый год, Новый год – это радость и восторг». Картина была актуальна, и у детей имелся опыт чувственного переживания этого праздника.
-
Чтобы вызвать интерес к рассматриванию картины, детям было прочитано стихотворение: «За что люблю я Новый год? Конечно же – за ёлку, За скользкий и блестящий лёд, за чистый воздух колкий. Ещё за то, что на стекле – волшебные узоры…»
-
При рассматривании картины дети выясняют: О чём рассказывает художник; Как художник назвал эту картину; Чем заняты персонажи, их действия; Где происходит действие. Доказывают свои предположения; Определяют, какое время года. Подробно рассматривают признаки этого времени года; Обращают внимание на возраст персонажей, на выражение их лиц, на позы; Определяют время суток (тени, блики, освещенность); В какой гамме написана картина (теплая, холодная), доказывают, почему они так думают, называя цвета и оттенки, в которых выполнена картина.
-
В ходе рассматривания картины, для развития чувственного опыта и творческого воображения, были использованы элементы ТРИЗ: Что было до того момента, который изображён на картине (ответы детей: «Наряжали ёлку, украшали дом», «Учили стихотворения, песни про Новый год», «Писали письмо Деду Морозу»); Что было после того момента, который изображён на картине (ответы детей: «Неожиданно за окном увидели Деда Мороза и очень обрадовались», «Получили подарки от Деда Мороза», «Читали Деду Морозу стихи, пели песни», «Встречали всей семьей Новый год»).
-
После рассматривания картины с целью умственного и чувственного развития старшего дошкольника, детям было предложено смоделировать данную сюжетную картину (педагогом заранее были подготовлены модели предметов и персонажей, изображенных на картине)
-
С детьми рассматривалось: Каждая модель (предмет – заместитель), обозначающая персонаж или предмет на картине; Обращалось внимание на цветовую гамму предмета или персонажа, их величину; Пространственное расположение предмета или персонажа на картине, учитывая перспективу и перекрытия.
-
-
Модель сюжетной картины, составленная детьми
-
Сюжетная картина Модель сюжетной картины
-
Для развития зрительно-моторной координации детям было предложено задание определить, что же находилось в мешке с подарками
-
Один из «подарков» Деда Мороза
-
Закончив рассматривать и моделировать картину, дети придумывали свои варианты её названия: «Мой самый любимый праздник», «Дедушка Мороз пришёл», «Как мы ждали подарки», «Подготовка к встрече с Дедом Морозом», «Скоро - Новый год»
-
В ходе рассматривания картины дети обратили внимание на морозные узоры на окне, которые создаёт природа
-
После рассматривания картины, в самостоятельной деятельности дети выразили желание в своем творчестве изобразить морозные узоры на окне
-
Таким образом, рассматривая сюжетную картину, мы способствуем тому, чтобы ребенок был не только точным наблюдателем, но и мог чувственно воспринимать окружающий мир, понимать его настроение Этому помогают и приемы перевоплощения, возможность соотношения своих чувств и чувств объекта наблюдения или изображения Важно подвести ребенка к пониманию единства настроения, состояния изображенного с цветом, формой, линией, материалом, который для этого используется и также с композиционным решением В дальнейшем это будет способствовать «чтению» высокохудожественных произведений искусства
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.